Будущее пространство Фридмана

Фридман: новые технологии изменят банковский сектор

РИА «Новости»
Банки перестанут обслуживать платежи населения, а люди начнут кредитовать друг друга с помощью мобильников: финансовую систему ждут глобальные изменения в ближайшие 2–3 года — с прогнозом развития новой экономики выступил совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман.

Технологии уже меняют финансовую индустрию, медийный и рекламный рынки, а в течение нескольких лет этим отраслям придется полностью перестроиться — с прогнозом развития экономики нового поколения в четверг выступил председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» (владеет Альфа-банком. — «Газета.Ru») Михаил Фридман.

«К 2014 году банки потеряют функцию платежных агентов, так как более 3 млрд человек будут совершать электронные трансакции. Это произойдет не мгновенно, но процесс будет запущен», — пояснил он на Гайдаровском форуме.

Фридман признает: уже сейчас банкам при разработке стратегий развития приходится учитывать популярность мобильных устройств. К 2013 году, по его подсчетам, количество пользователей гаджетами для выхода в сеть достигнет 2,58 млрд человек, компьютерами для этих же целей будут пользоваться 1,78 млрд человек.

Переход коммуникационных технологий в мобильные устройства Фридман проиллюстрировал возможностями социальных сетей. Он привел в пример три ресурса: развлекательную и музыкальную сети, а также соцсеть для геев. «Вот это социальная сеть для геев. Если, например, нажать, — показал совладелец «Альфы» соответствующую пиктограмму, — то вы все увидите».

«Пользователи смогут даже кредитовать друг друга, используя коммуникаторы», — предсказывает Фридман.

В презентацию «новой экономики», которую Фридман использовал для наглядности, были включены два видеоролика. «Они показывают, как высокие технологии меняют мир», — комментировал основной акционер «Альфы».

Первый — удививший Фридмана клип, снятый на презентации бутиков Ральфа Лорена. «Это все происходило на улице. Присутствовали сотни, может быть, тысячи людей», — продолжал увлеченно комментировать бизнесмен, а на экране в это время появилась огромная голограмма с объемными картинками — показами мод, игрой в поло. Фридман следил за видео с ноутбука на трибуне: «В конце, когда исчезали флаконы с туалетной водой, все чувствовали ее запах. А когда показывали лошадей — пустили запах прерий. Это так называемая 4D-реклама. Очень красиво, но коммерчески для многих тяжело», — заметил он.

Второй ролик был рекламой компании — производителя стекла. Он символизировал внедрение высоких технологий в обычную жизнь — в приготовление омлета, разговоры с бабушкой и т. д. Герои ролика прикасались к зеркалам, на которые выводились сообщения от коллег или знакомых, дверце холодильника, на которой дети рассматривали свои фотографии.

Использование высоких технологий в повседневной жизни и рост спроса на них изменят бизнес: «К 2013 году 25% информации будет представлено в виде фото и видео. Газеты будут другими», — подвел итог совладелец Альфа-банка.

Чтобы адаптироваться, банкам придется измениться. С 2014 года банк Фридмана собирается отказаться от собственных вычислительных центров и перейти на облачные технологии. Уже запущен проект виртуальной карты, который предполагает возможность снятия наличных в банкоматах без традиционной пластиковой карты

Доходы от платежей составляют сейчас порядка 20% от общего объема доходов банка, отметил президент ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. «Возможно, 2014 год — это оптимистичный срок, но тенденция сокращения банковских платежей в пользу альтернативных систем существует. Во многих странах большинство платежей идет через отдельные клиринговые системы», — говорит он.

Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян уверен, что высокие технологии не отнимут у банков бизнес при условии равного регулирования рынков. «Если регулятор устанавливает для банков одни правила, а для платежных систем другие, это ограничивает возможности банков», — напомнил он.

А вице-президент банка «Тинькофф кредитные системы» Олег Анисимов согласен, что расчетный рынок находится под давлением небанковских организаций. «Но классические банковские продукты — вклады и кредиты — они предоставлять не могут, на это нужна лицензия», — отметил он. При расчетах юридических лиц речь идет о суммах, недопустимых для проведения через альтернативные платежные системы, это может быть только дополнительной функцией. «Кроме того, юридическим лицам нужны услуги, требующие инфраструктуры: инкассация, ячейки», — говорит Олег Анисимов.

Для расчетов на большие суммы нужны банковские счета, а для упрощения трансакций банки выпускают пластиковые карты. «Это традиционно банковская функция», — отмечает директор Центра экономических исследований Московской финансово-юридической академии Сергей Моисеев.

Но руководители банков вынуждены учитывать технологическое развитие, говорит вице-президент Международной академии исследований будущего Юрий Сидельников. «Но не всегда инвестиции эффективны. Чтобы задать темп развития бизнеса с учетом высоких технологий, нужно другое поколение менеджеров среднего и высшего звена. А ротация кадров в банковской сфере очень медленная», — говорит Сидельников.