Сегодня российские туристы за рубежом крайне слабо защищены, принятый год назад Закон «О финансовых гарантиях» совершенно не защищает их прав, констатировал во вторник на пресс-конференции в ИА «Росбалт» генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам России за рубежом и поддержки соотечественников Дмитрий Давыденко. Это наглядно проиллюстрировала ситуация, в которую попали туристы, купившие путевки в Турцию у компании «Детур», заявил он.
Общее число граждан, пострадавших из-за банкротства одного из крупнейших туроператоров, достигает 6 тысяч человек,
подсчитал Давыденко. По Закону «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», пострадавшим положена общая страховая сумма в 10 млн рублей. Если разделить ее на 6 тыс. туристов, получится около $35–40 на человека, сказал эксперт.
Впрочем, представители компании «Росно» — страховщика «Детура» — подтвердили «Газете.Ru», что на всех поровну сумма компенсаций делиться не будет. Возмещение ущерба получат первые обратившиеся, на которых хватит 10 млн рублей. До этого представители Ростуризма заявляли о том, что к этой сумме добавятся также страховые гарантии туроператоров, которые перепродавали путевки обанкротившейся компании, и таким образом компенсацию получат все пострадавшие.
Однако людям нужна помощь и деньги не столько по возвращении домой, сколько за границей, где в сложной ситуации они оказываются абсолютно беззащитны,
заявил на пресс-конференции сопредседатель Клуба защиты туристов Роман Бобылев. Поэтому необходимо создать механизм оперативной помощи туристам, считает Давыденко. «Создать стабилизационный фонд для туристов нужно на государственном уровне. Это поможет существенно организовать туристический рынок», — полагает эксперт. По его мнению, подобный стабилизационный фонд должен находиться в ведении общественных организаций, а не операторов или страховых компаний.
Во всем мире пользуются услугами страховых компаний, а фонд просто создаст простор для мошенничества,
возразил заместитель генерального директора по развитию компании «ГУТА-страхование» Павел Башнин.
Но независимые эксперты настаивают, что и на страховщиков полагаться не приходится. Пример тому случай с тренером из Екатеринбурга Виктором Листочкиным, впавшим в кому на турецком курорте, которому там выставили счет на сумму $25 тыс. за лечение и 26 тыс. евро за доставку на родину. При этом страховая компания согласилась возместить только $15 тыс. По мнению Романа Бобылева, это произошло из-за плохой работы страховщика, который не проконсультировал жену Листочкина, в результате она подписала документы на турецком языке, что обязуется выплатить всю сумму за лечение мужа. Если бы не вмешательство Общественной палаты, то ситуация закончилась бы весьма печально, заявил Бобылев. И этот случай не единичный, добавил он.
«Страховая компания не благотворительная организация»,— возразил Башнин. Прежде чем обращаться в медицинское учреждение, нужно позвонить по телефону страховщику и проконсультироваться с экспертом.
Очевидно, что вопрос о том, как будет организован фонд, на чьи деньги и в чьем ведении он будет находиться, предстоит решить законодателям. Но заказ очевиден.