Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Спастись от бывшего: «Человек-невидимка» о проблеме домашнего насилия

Рецензия на «Человека-невидимку» Ли Уоннелла — автора «Пилы» и «Апгрейда»

В российский прокат вышел психологический хоррор «Человек-невидимка» режиссера и сценариста Ли Уоннелла — автора «Пилы» и «Астрала». В фильме героиня Элизабет Мосс пытается спастись от бывшего, который начинает угрожать ее жизни. Редактор отдела культуры «Газеты.Ru» Дмитрий Кузьмин рассказывает, почему картина обращается к максимально широкой аудитории и уже сейчас ее можно вносить в списки лучших фильмов года.

Австралиец Ли Уоннелл до сих пор известен самой широкой публике как автор «Пилы», которую он придумал вместе с Джеймсом Ваном. Он же снялся в первом фильме в одной из главных ролей. Ко второй и третьей частям Уоннелл также писал сценарии, а потом покинул франшизу. Затем вместе с Ваном он создал еще одну прибыльную серию ужасов «Астрал» и даже выступил в качестве режиссера третьей части, что стало его дебютом в этой профессии. Но как о самобытном постановщике о Уоннелле заговорили только в 2018 году, когда вышел «Апгрейд», который многие стали называть «Веномом» здорового человека.

Фильм сразу привлек внимание отличной режиссерской работой, интересным сценарием и исполнением. Снятая за небольшие деньги картина хорошо окупилась, и Уоннелл продолжил сотрудничество с главным в настоящее время хоррор-продюсером Джейсоном Блумом. И вот, полтора года спустя в прокат выходит «Человек-невидимка».

Сесилия Касс (Элизабет Мосс) сбегает из дома своего сожителя — миллионера Эдриана Гриффина (Оливер Джексон-Коэн). Она уже не один год находится в неравноправных отношениях, подвергается психологическому и физическому насилию и прибегает к помощи сестры и ее друга, которые держат в тайне место ее пребывания после побега. Вскоре появляются новости о том, что Эдриан покончил с собой, а затем его брат приглашает к себе Сесилию, чтобы рассказать о наследстве, которое тот оставил. Далее в лучших традициях хоррора Сесилия начинает подозревать, что Эдриан жив и ее преследует. Практически безупречная режиссерская работа бросается в глаза в первые же минуты фильма. Эпизод побега из особняка миллионера, пока тот спит, наполнен настолько густым саспенсом, что его можно потрогать руками, а ведь картина еще толком не началась. Дальше Уоннелл заводит зрителей на эмоциональные американские горки и делает с ними, что хочет.

Когда только начиналась рекламная кампания, «Человека-невидимку» позиционировали как часть перезапуска «Темной вселенной» Universal, что неминуемо влекло за собой ассоциации с одноименным фильмом 30-х годов прошлого века и как следствие желание обозвать фильм Уоннелла переосмыслением либо романа Герберта Уэллса, либо старой черно-белой ленты. Но здесь нет ни того, ни другого. Это не ребут, не ремейк, не пересказ на новый лад с современной повесткой. «Человек-невидимка» — абсолютно самостоятельное произведение со своей самостоятельной идеей.

Очень не хочется раскрывать ни одной детали картины, причем не во избежание сюжетных спойлеров, а чтобы не испортить эмоциональную реакцию на происходящее в течение двух часов на экране. На фильм надо идти с чистой головой для полноты восприятия. Поднятая в ленте тема домашнего насилия и маниакального преследования бывшего не нова. Но в случае с «Человеком-невидимкой» она раскрывает новые точки зрения и меняет подход. Здесь во главе угла стоит не фем-оптика, не #MeToo-исследование и не рассказ о сильной независимой женщине. Прежде всего это о том, что психологическое насилие гораздо страшнее физического. В конце концов, физическая травма конечна — пострадавший получает диагноз и знает, когда все заживет. Повреждение человеческого сознания — территория неизведанная. Оно может быть на всю жизнь, и это страшнее всего.

Уоннелл очень точно показывает известное платоновское измышление о том, что главным внутренним тормозом для человека является общественное порицание. Заполучив невидимость, многие будут готовы совершать деяния, на которые никогда бы не решились в обычных условиях. И переход от газлайтинга и собственнических замашек до прямой угрозы жизни может случиться чуть ли не в одно мгновение.

Иногда не верится, что «Человека-невидимку» написал и снял мужчина, потому что он смог передать состояние женщины, ее реплики и реакции на события порой до мурашек точно. Это даже в большей степени заслуга Элизабет Мосс, о чем рассказал сам Ли Уоннелл в интервью «Газете.Ru».

«Когда создаешь сценарий, описанные в нем герои завершены только наполовину, потому что нужен живой человек, который бы смог их воплотить на экране, — сказал режиссер. — Элизабет Мосс смогла добавить глубины своему персонажу, придать ему новые краски, и она сделала это безупречно».

Мосс играет настолько сильно, что с ней себя может ассоциировать кто угодно — от женщины, недавно пережившей тяжелый разрыв, до дородного мужика среднего возраста с 20-летним идеальным браком. Хотелось бы нагло понадеяться, что «Человек-невидимка» станет полезным сеансом психотерапии для женщин и откроет глаза многим мужчинам.

Если любой человек встретит льва на улице, то остолбенеет от страха. Может, этот лев сытый и сонный, и ему вообще не до человека. Но мы будем его бояться, потому что не знаем, в каком он настроении. Мы боимся, потому что лев может нас загрызть насмерть. Так же женщина боится мужчину, потому что он может. Это естественный страх — инстинкт самосохранения, и мужчина должен постоянно доказывать, что он не намерен причинить вред.

Когда все люди это поймут, то прямых поводов для появления таких фильмов не останется, а мы не будем получать хищного удовлетворения от двусмысленных улыбок Элизабет Мосс в финале «Человека-невидимки» и Флоренс Пью в финале «Солнцестояния». Мы будем просто восхищаться отличной игрой актрис в фильмах-притчах — упражнениях для ума. И близкая подруга не будет звонить во втором часу ночи со словами: «Бросай все, приезжай ко мне, он тут под окнами бродит, мне страшно».

Новости и материалы
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
В Армении объяснили запрет на въезд в село Киранц на границе с Азербайджаном
Одна из поисковых бригад достигла места крушения вертолета президента Ирана
«Балтика» проиграла «Ростову» и осталась в зоне вылета из РПЛ
Иранский аятолла провел экстренное заседание после крушения вертолета Раиси
Все новости