Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Этот мир вообще не для женщин»

«Газета. Ru» расспросила Чулпан Хаматову о новых ролях

По случаю выхода в прокат фильма «Синдром Петрушки» актриса Чулпан Хаматова рассказала «Газете.Ru» о том, почему согласилась на роли куклы и подростка и почему не считает себя киноактрисой.

5 ноября в российский прокат выходит «Синдром Петрушки» Елены Хазановой — экранизация одноименного романа Дины Рубиной о кукольнике Пете и его возлюбленной Лизе. Согласно сюжету картины, герой, пытаясь сделать возлюбленную своей окончательно, создает ее кукольную копию, заставляя героиню медленно сходить с ума. Главные роли в фильме сыграли Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, которая встретилась с корреспондентом «Газеты.Ru» в преддверии премьеры фильма.

— «Синдром Петрушки» очень театральная картина. Вы поэтому согласились на роль?

— Вообще, мне очень понравился роман Дины Рубиной — давным-давно. По нему было сразу видно, насколько это кинематографичная история. На почве довольно искусственно сконструированной ситуации там поднимаются очень глубокие темы. И сделано это без лишнего менторства. Там же есть понемногу обо всем: про мужчину и женщину, про творчество, про власть, про ускользающие желания и мечты. Плюс жанровый винегрет — и история любви, и мистика. Мне это очень нравится. А вы читали роман?

— Нет, но мне показалось, что литературность материала очень видна на экране...

— Не-а. Там другой временной период, действие разворачивается в Праге, в cюжет втянуто несколько семей... В романе вообще нет какой-то привязки к «здесь и сейчас», которая есть в фильме. Но, к сожалению, реалии современного российского кинематографа снимать в Праге не позволили, и нам пришлось снимать в Петербурге. Здесь нет пражских кабаре, нет той карнавальности — у нас что-то подобное встречается очень редко. Для меня сложность была в том, чтобы передать запах, звук, которые ощущались в книге, ужать до размеров сценария, перенести на экран без потерь. Интересно, что получилось, я картину видела пока только на озвучении.

Но для меня это было сложно — сценарий редуцировал некоторые важные для меня части книги, а мне очень хотелось как-то дополнить ими образ.

— А что для вас в характере героини было самым интересным?

— Меня захватила тонкость и судьбоносность переплетения судеб главных героев. Это сложно показать — легко было впасть в рассказ о зависимости, а это гораздо больше, чем просто зависимость. И очень интересно было сыграть сам процесс становления личности Лизы через трагедии, которые ей приходится пережить, — от совершенно чудовищной потери ребенка до потери себя в глазах любимого. Это было очень сложно, но интересно.

— А играть куклу было сложно? Это же вы ее играли?

— Да, хотя сначала там должна была быть настоящая кукла. Меня так пытали! Всю залили в гипс, а у меня чудовищная клаустрофобия. Я очень долго к этому готовилась. Потом меня залили и оставили только две ноздри, чтобы дышать. В какой-то момент я поняла, что про меня забыли, и начала выть, как сирена, я даже кричать не могла (смеется). Но мучения, увы, не оправдались. Когда мне показали куклу, я чуть не упала в обморок: почти так же, как моя героиня в аналогичной ситуации. Кукла была настолько страшная! Я подумала: вот так открытие.

Долгие годы смотришь в зеркало и уже даже привыкла к тому, что видишь, а иногда и бываешь довольна — и тут такое. Потом режиссер утешал, говорил, что кукла вышла все-таки совсем на меня непохожей. Но проблема была не только в этом, но в том, что она была чрезвычайно тяжелой.

Так что везде, где Женя (Миронов. — «Газета.Ru») носит куклу, он носит меня.

— Весной вышел в прокат фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», в котором вы сыграли подростка. В «Синдроме Петрушки» ваша роль вновь связана с радикальными трансформациями — вы превращаетесь в куклу. Почему вы выбираете именно такие роли?

— Ну, я вообще, если говорить честно, не киноактриса. На мой взгляд, профессия театрального и киноактера — это разные виды деятельности. Есть удивительные случаи артистов, которым природный талант позволяет достойно жить в обоих этих мирах. В основном же где-то происходит перекос. В моем случае протест против использования того, что я уже делала, связан с тем, что мне очень скучно повторяться. Это говорит как раз о том, что во мне очень сильна театральная школа. В кино артист может быть из картины в картину одинаков, но при этом настолько объемен по собственному внутреннему миру, что ты не можешь оторвать от него глаз и прощаешь повторы. Хотя, с другой стороны, Шон Пенн, например, везде разный и везде одинаково убедителен... Не знаю. Наверное, это просто мой природный азарт. К счастью, я имею возможность выбирать роли. В какой-то момент, кстати, мне постоянно предлагали роли женщин, которые спасают детей (смеется). Причем искренне люди говорили: «А кто еще, кроме вас?» Я пыталась объяснить, что есть жизнь, а есть профессия, просила дать мне какую-нибудь смешную роль. Но нет. И это, конечно, никуда не годится. Мне это просто-напросто скучно. И когда Леша (Алексей Герман-младший. — «Газета.Ru») предложил сыграть парня, то я сразу согласилась.

Мне куда приятнее рисковать — даже если что-то не получится, это будет процесс поиска, моего личного обновления.

Хотя в данном случае, очевидно, получилось: я как-то вышла курить в гриме — так ко мне стали клеиться девочки.

— Я читал в одном из ваших интервью, что раньше вам еще постоянно предлагали героиню, функция которой красиво прислоняться к главному герою...

— Ну это ведь не только мне предлагали, это вообще проблема женщин в кино. Причем пока ты молода, еще можно побыть красивым гарниром возле героя, а когда набираешься опыта, становится тесно в этих рамках и круг ролей существенно сужается. Где эти фильмы, в которых женщина — главная героиня? Я недавно пересматривала «Алиса здесь больше не живет» Скорсезе — ну ничего не происходит, а не оторваться. И героиня — женщина, и роль невероятно интересная. У нас, конечно, сейчас появился сериал «Измены», но это все-таки редкость.

— То есть российское кино, по-вашему, не для женщин?

— Этот мир вообще не для женщин (улыбается). А если серьезно, то сильных актрис в российском кино гораздо больше, чем актеров, я сейчас могу назвать множество имен. С другой стороны, ну вот простой пример. Можете себе представить, чтобы у нас режиссеру дали денег, скажем, на мультфильм вроде пиксаровской «Головоломки»? Вот, допустим, приходите вы к продюсеру и говорите: «А давайте сделаем большой, красивый, дорогой мультфильм... про эмоции в голове у маленькой девочки!» Это же смешно.

— С другой стороны, сейчас все чаще говорят о феминистской волне даже в голливудском кино. Если и не вспоминать Миллу Йовович с «Обителью зла», то в недавнем «Безумном Максе» по факту героиней оказалась Фуриоза, сыгранная Шарлиз Терон. Если бы вам — чисто гипотетически — предложили такую роль, вы бы согласились?

— Честно? Нет (смеется). У меня вообще очень большие претензии, требования в кино, потому что это остается в вечности, ты уже никогда и ничего не можешь там изменить. Смотреть на это — не самое приятное чувство. С Лешей Германом я люблю работать, потому что у него очень долгий подготовительный период, есть возможность погружения в роль и в образ. В работе с ним есть зона поиска, которая очень редко дается в современном кинематографе. Может, конечно, есть счастливые артисты, но то, что вижу я, — кастинг и почти сразу съемки. Это не способствует актерскому творчеству. Меня Дина Корзун всегда ругает за мою требовательность. Говорит, что именно из-за этой позиции у меня так и не случилось романа с кинематографом. В общем, Дина все время велит мне настраивать себя на позитив, а я... Ну, я пытаюсь. Получается, правда, в основном с фильмами двадцатилетней давности — я их смотрю и думаю, что зря тогда ругалась (смеется).

— А почему вы тогда вообще не уйдете из кино? Чем оно вам по-прежнему интересно?

— Ну, прежде всего, это новые знакомства. Одна только встреча с хореографом Раду Поклитару, с которым мы работали в «Синдроме Петрушки», — это уже счастье.

Процесс создания танца с ним — это было очень круто. И конечно, новые погружения — все равно каждая роль предполагает какой-то поиск.

— Но все же театр вам ближе. Можете кратко сформулировать почему?

— Театр безответственней, в нем есть право на ошибку, которую можно исправить в следующем спектакле. Это живая энергия от связи со зрительным залом — это совершенно магическое, хотя и редкое состояние. Это возможность больше экспериментировать, чем это вообще возможно в кино. Это власть в конце концов (бьет по столу кулаком и смеется)!

Новости и материалы
Белгородский полицейский расплатился за машину билетами из банка приколов
Трамп провел встречу с Дудой
Коммерческим организациям запретили проводить экзамены по русскому языку
Катя Лель рассказала, какой должна быть женщина
Подполье сообщило об ударе по украинской артиллерии на окраине Берислава
Российский боец UFC Царукян пошутил про Путина
В российском городе от посещения школ отстранили не привитых от кори детей
На Украине заявили о возможном дефиците электроэнергии в четверг
ВСУ применили метеозонды в атаке на Воронежскую область
На Украине ожидают мобилизации 10 тысяч осужденных
В «Спартаке» рассказали, как вел себя Абаскаль на прощании с командой
У российских водителей выросли убытки из-за стихийных бедствий
Россиянин сорвался с козырька четвертого этажа, его госпитализировали
Уровень реки Урал у Оренбурга снизился на 16 сантиметров
В России установлен рекорд продаж ввезенных по параллельному импорту автомобилей
Около нефтебазы в Воронеже начался мощный пожар
Хоккеист НХЛ установил уникальный рекорд среди российских игроков
Стало известно о завозе Украиной в Харьков генераторов
Все новости