Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Не царское это дело

«Солнечный удар» Михалкова и еще 10 фильмов о крахе Российской империи

По случаю выхода фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар», посвященного краху Российской империи, «Газета.Ru» вспоминает, какое отражение эта тема получала в отечественном кино раньше.

Дни Турбиных


Реж. Владимир Басов, 1976

Роман «Белая гвардия» и его авторская сценическая версия «Дни Турбиных» не так давно были подвергнуты повторной экранизации, однако фильм Владимира Басова почти сорокалетней давности смотрится умнее и тоньше нового сериала. История краха белогвардейского движения и царской России в целом, поданная через судьбу семьи Алексея Турбина, не зря была любимой мхатовской постановкой Иосифа Сталина: среди прочего «Дни Турбиных» безупречно и ясно отвечают на вопрос, которым задается главный герой «Солнечного удара»: «Как все это случилось?»

Достояние республики


Владимир Бычков, 1971

Фильм Владимира Бычкова запомнился зрителям прежде всего благодаря песне «Кто на новенького» в исполнении Андрея Миронова. Меж тем «Достояние республики» – одна из самых любопытных картин о Гражданской войне, даром что самой войны в кадре как раз нет. Зато есть детективный сюжет о пропавшей коллекции произведений искусства, спасенной бывшим управляющим и действующим чекистом.

Бег


Владимир Алов, 1970

Если изучать конец Российской империи по книгам или кино, то «Окаянные дни» Ивана Бунина встают в один ряд прежде всего с булгаковскими «Белой гвардией» и «Бегом», великолепно экранизированным Аловым и Наумовым. Постановщики, как и Михалков, не ограничились одной пьесой и добавили в картину эпизоды из все той же «Белой гвардии» и оперного либретто «Черное море», написанного Михаилом Афанасьевичем в 1936-м. Фильм содержит замечательные зарисовки о быте русских офицеров в иммиграции.

Седьмой спутник


Григорий Аронов, Алексей Герман, 1967

Герои почти всех фильмов Алексея Германа изначально обречены на гибель – то же можно сказать и о профессоре Адамове из «Седьмого спутника». Реальным главным героем здесь становится ощущение катастрофы, захлестнувшей страну и перемоловшей старую интеллигенцию, контуженную взрывом красного террора.

Сорок первый


Григорий Чухрай, 1956

Как и «Седьмой спутник» (и недавняя экранизация этой повести «Око за око» Геннадия Полоки), «Сорок первый» поставлен по повести Бориса Лавренева, но повествует о революционных событиях с другого ракурса. Формально соблюдая идеологическую выдержанность, Григорий Чухрай рассказывает о любви красноармейки и белогвардейца безоценочно, не принимая ни одной стороны, выводя на первый план чудовищность революции самой по себе – силы, перемалывающей на своем пути все, включая нечаянное чувство, возникшее между идейными врагами.

Девять жизней Нестора Махно


Николай Каптан, 2006

Этот прошедший незамеченным 12-серийный сериал подробно и педантично восстанавливает на экране биографию одной из самых противоречивых фигур, рожденных революцией 1917-го года. Стихийный анархист, один из лидеров революции, метавшийся между красными и белыми; наконец, автор одного из вариантов казачьей песни «Любо, братцы, любо», Махно был сложнейшей фигурой, без понимания которой невозможно разобраться в российской истории начала XX века. Фильм Николая Каптана — хорошая отправная точка.

Оптимистическая трагедия


Самсон Самсонов, 1963

Экранизация написанной к 15-летию Революции пьесы рассказывает не о бравых красноармейцах, а живописует густой быт еще не завербованных большевиками революционных матросов. В историю фильм вошел, среди прочего, еще и знаменитой фразой «Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?», после которой матросы, недосчитавшиеся убитого красной комиссаршей товарища, обнаруживают в ней «анархистскую жилку».

Гибель империи


Владимир Хотиненко, 2005

Фильм Владимира Хотиненко поначалу (из-за участия Константина Хабенского) воспринимался зрителями как «Менты Российской империи», однако на деле наследовал лучшим образцам советского исторического кино, хоть и не мог по понятным причинам быть снят до гибели империи под названием СССР.

Адъютант его превосходительства


Евгений Ташков, 1969

Одиссея капитана Кольцова стала едва ли не первым хитом советского телеэфира, в котором белогвардейцам была уделена бОльшая часть экранного пространства. Мало того, окружающие красного разведчика Кольцова враги советской власти представали не одуревшими от красивой жизни дворянами, нуждающимися в немедленном раскулачивании, а объемными интересными персонажами.

Человек с ружьем


Сергей Юткевич, 1938

Фильм, проторивший дорогу в кино великому русскому актеру Борису Тенину, представляет редкий взгляд на революционные события — с точки зрения простого народа. Главный герой картины — крестьянин, солдат и один из многочисленных «ходоков к Ленину» Иван Шадрин. Его глазами зритель видит идеологически выдержанный, но очень живой сюжет о Гражданской войне, в котором народ в кои-то веки представлен не обезумевшей массой, жаждущей крови, а «человеком с ружьем», которого совершенно не обязательно нужно бояться.

Новости и материалы
Дженнифер Лопес сыграет у режиссера «Сумерек»
Доля юаня выросла до максимума на российском валютном рынке
Игра по фильмам «Аватар» не впечатлила критиков
Славянская колонизация Балкан была масштабнее, чем считалось
Теннисистка Андреева сделала самый большой рывок в рейтинге WTA за год
В Госдуме предложили лишить россиян солнечного света в квартирах
Истребитель ВВС Саудовской Аравии потерпел крушение
В Китае обнаружили новый вид пещерных пауков с уникальными гениталиями
Мостовой: если матч «Спартака» с «Крыльями» не отменят, потерпят, побегают в мороз
Двое российских школьников провалились под лед в Тамбове
В Японии согласились показывать «Оппенгеймер» через несколько месяцев после премьеры
Глава ВТБ не ждет, что доллар до конца года вернется к 100 рублям
Путин считает, что соглашение о свободной торговле расширит взаимодействие ЕАЭС и Ирана
Стало известно о намерении Украины начать производство собственного оружия
Премьер попросил украинцев реже пользоваться электричеством
Банк России указал на риски инвестирования в квазироссийские компании
Столтенберг назвал поддержку Украины «хорошей возможностью потратить деньги»
Солист «Кватро» Овруцкий объяснил, почему не дает детям слушать «Синий трактор»
Все новости