Сам ты из ломбарда

На Чеховском фестивале показали спектакль канадского режиссёра Робера Лепажа «Карты I: Пики»

На московском международном театральном фестивале им. А. П. Чехова показали спектакль канадского режиссёра Робера Лепажа «Карты I: Пики», прошедший на арене Цирка на Цветном бульваре.

Робер Лепаж – волшебник от театра. Его спектакли впервые увидели в России 6 лет назад на Чеховском фестивале, и он тогда стал одним из главных кумиров московской театральной публики. Его постановки настолько сложны технически, что понять, как они сделаны, зачастую просто невозможно, и самые изощрённые опыты модных европейских режиссёров на их фоне кажутся прошлым веком. С 2007 года Лепаж побывал в Москве ещё несколько раз, став постоянным гостем Чеховфеста. Больше ни один российский фестиваль не может себе позволить позвать его в гости:

стоимость гастролей любого его спектакля на порядок выше бюджета среднестатистического театрального смотра.

Но самое удивительное в Лепаже то, что, хотя его спектакли полностью строятся на глобальных театральных эффектах и компьютерных технологиях, при этом они всегда полны нежной любви к человеку. Делая ли моноспектакль на два часа или масштабное девятичасовое полотно с массой персонажей, Лепаж всегда говорит о живущих здесь и сейчас. Его герои всегда живут повседневной жизнью и попадают в обыденные ситуации, в которые лишь изредка вкрапляются элементы фантастического. Они смешны, странны, наивны и очень просты.

В своих обобщениях Лепаж часто доходит до нетривиальных выводов, но они всегда вырастают из самых банальных эпизодов, которые случаются с каждым из нас и своей узнаваемостью обязательно вызывают в зале смех и сочувствие. Лепаж никогда не ставит написанные пьесы – работу над каждым спектаклем он начинает с нуля, формируя идею и затем долго сочиняя текст вместе с актёрами во время репетиций. В итоге любая его постановка становится уникальным, штучным произведением искусства, а личности персонажей всегда неотделимы от индивидуальностей артистов.

«Карты. Часть I: Пики» стала первой частью его новой тетралогии — проекта, созданного по заказу The 360° Project, международной ассоциации круглых зрелищных площадок. Проект Лепажа использует карточные игры как источник вдохновения и уходит от карт как таковых очень далеко, особенно в своих последующих частях (например, «Червы», премьера которых пройдёт уже этой осенью, будут построены на биографии легендарного иллюзиониста Гудини и её реминисценциях в XX и XXI веках). Главное для него в этой тетралогии –

тема игры и обмана вообще, изменчивая иллюзорность мира, в котором нет никакой истины и невозможно ничего предсказать.

Каждый спектакль проекта назван одной из мастей и связан с теми понятиями, с которыми та ассоциируется.

«Пики» — это война. Впрочем и эта параллель тут довольно условна.

Действие спектакля происходит в Лас-Вегасе, куда герои приезжают со всего мира: кто-то из Квебека, кто-то из Лондона, кто-то из Испании, кто-то из Дании. У каждого из них свои цели и заботы, для которых и столица мировых казино, и военная тема становятся только фоном.

Канадская разновозрастная пара приехала пожениться, потому что немолодой жених категорически не хотел церемонии в храме, и вместо священника их венчает карнавальный Элвис со своими скабрезными шутками.

Два европейских солдата проходят учения на базе в невадской пустыне и отправляются в Вегас в увольнительную. Британский телепродюсер Марк Тёрнбридж, недавно завязавший с азартными играми, приезжает в командировку и всё-таки поддаётся страшному искушению. Латиноамериканская горничная принимает на работу ещё одну мигрантку и параллельно пытается решить проблемы со здоровьем.

Как всегда у Лепажа, сюжеты развиваются параллельно, и герои разных историй почти не встречаются друг с другом, пересекаясь мимолётно и внезапно. Всё, что их объединяет, – место и время, в которых они случайно оказались вместе. Отель в Лас-Вегасе становится местом встречи судеб, каждая из которых делает крутой поворот.

Всё здесь фикция, и никогда нельзя верить своим глазам. Вот солдаты обыскивают подозрительных иракцев – а в следующую минуту оказывается, что на самом деле это американские военные, и командир учений отчитывает нерадивых новобранцев, которые стесняются прикоснуться к «женщинам» и рискуют проворонить настоящую угрозу. Вот сексапильный мужчина в ковбойской шляпе соблазняет только что вышедшую замуж невесту – а потом оказывается, что в отеле не существует не только номера, где он якобы живёт, но даже этажа.

Бойкая горничная, падающая в обморок от усталости и думающая, что смертельно больна, с трудом находит доктора, который нелегально лечит мигрантов, – и выясняет, что у неё просто началась менопауза. Вот только деньги, которые она украла из чаевых своей ученицы, чтобы заплатить врачу, уже не вернуть.

Спектакль Лепажа в том числе и об этой роковой цене мимолётных действий, о том, что самый малый проступок способен привести к катастрофе. Увлёкшаяся мифическим ковбоем невеста теряет своего будущего ребёнка. Солдат, решивший предаться ролевым играм с проституткой, умирает от её меткого выстрела — совсем недавно он говорил сослуживцу, что крестовый поход против ислама начался 1000 лет назад и не закончится, даже когда про нас всех уже забудут.

Этому вечному и бессмысленному крестовому походу уподобляется у Лепажа вся жизнь – как путанная вереница случайностей и неурядиц, не собираемая воедино мозаика, фрагменты которой не сочетаются друг с другом и ни к чему не ведут. Многообразная, непостижимая, непредсказуемая и неуправляемая.

В этом мире нигде нет точки опоры.

Пространство меняется ежеминутно: гостиничный номер превращается в аэропорт, аэропорт — в барную стойку, стойка — в термальный бассейн, бассейн — в казино.

Здесь нет таких технических ухищрений, как в других спектаклях Лепажа, нет создающих виртуальную реальность объёмных проекций, или почти настоящего самолёта на сцене. Лепаж намеренно уходит к простоте, всё подчиняя рассказываемой истории. Все перемены происходят неуловимо, с помощью поднимающихся и опускающихся фрагментов пола и минимального реквизита. Если нужно, чтобы в сцене кто-то вошёл через дверь, – она, до этого казавшись всего лишь доской в полу, сразу услужливо встанет по струнке.

Вот приземляется на круглую сцену кольцо из стульев – и громко раздающийся скрежет лопастей заставляет поверить, что это вертолёты.

В «Пиках» действие развивается так стремительно и такими короткими монтажными склейками, что большинство героев только к самому концу начинаешь понимать, а полюбить так и не успеваешь. Но один из них — Марк — сильно выделяется на общем фоне и для Лепажа явно остаётся главным. В чём-то он близок его любимым персонажам — одержимому космосом Филиппу из «Обратной стороны Луны», которого он играл сам, или странствующему по всей планете герою «Трилогии драконов».

Марк, залезший в долги и потерявший жену, борющийся с игровой зависимостью, попадает в неразрешимый нравственный кризис. Кажется, что ему вроде бы ничего не стоит завоевать весь мир.

Придя в ломбард, он даёт в залог не что-нибудь, а идею реалити-шоу, которое может принести миллионы (сдать в ломбард идею способны, наверно, только герои Лепажа).

Он делает это с такой находчивостью, что трудно ему не поверить. Но сил на жизнь у него уже нет. Потому что он болен самым страшным для Лепажа недугом – одиночеством.

Поэтому, когда он всё-таки идёт в казино и внезапно для самого себя выигрывает, затем вместо аэропорта он отправляется в пустыню. Бросает одежду, бродит голым среди песков – и только случайно встреченный индеец спасает его от смерти. Индеец бьёт в бубен, вызывает среди пустыни торнадо, растущий из облаков пара прямо у зрителей на глазах, – и Марк кружится в нём, стоя в его сердцевине. Потом, когда вихрь спадёт, немногословный житель пустыни скажет: пора идти. Куда? Домой.

Поделиться:
Новости и материалы
МИД Белоруссии: позиция Минска по референдумам будет зависеть от интересов страны
В центре Бердянска взорвалось самодельное взрывное устройство
Пять человек пострадали из-за столкновения автобуса, КАМАЗа и легковушки в Саратове
Глава МИД Лавров заявил о росте товарооборота России с каждой из африканских стран
Глава МИД Швеции: 50 тысяч тонн пшеницы в скором времени отправят из Одессы в Йемен
Лавров: Россия не отказывается от переговоров с Украиной
Лавров: Гутерриш заявил, что работ по разблокировке экспорта удобрений из России еще много
Лавров заявил, что Евросоюз становится диктаторским образованием
Глава МИД Белоруссии заявил, что республика не собирается наносить удар по Украине
Генменеджер «Миннесоты» Герин заявил, что Капризов не показал все, на что способен
В Кудрово полиция остановила водителя без прав и нашла в багажнике галлюциногенные грибы
Лавров заявил о желании Запада «расчленить слишком самостоятельную» Россию
Агент Мильштейн об отказе Чехии допускать россиян: НХЛ не будет прогибаться под политические вопросы
Лавров назвал «откровенным расизмом» поведение Запада по отношению к России
Более 30 украинских солдат запросили гражданство ДНР
Администрация: в Мелитополе произошел взрыв
Екатеринбуржцы нашли тело мужчины во дворе своего дома
Владимирский губернатор Авдеев пообещал всех мобилизованных по ошибке отправить домой
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть