Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Игрушечная железная дорога

Мудрость государственного управления в том, чтобы ездить по кругу: станция «Борьба с коррупцией», станция «Борьба с бедностью», станция «Поддержка малого бизнеса», станция «Удвоение»...

Правительство намерено в ближайшие недели разработать постановление, облегчающее условия жизни для малого бизнеса. Вообще-то, когда услышал бурную филиппику президента по поводу чиновничьих препон на дороге процветания малого предпринимательства, сердце екнуло: неужели пакет законов по дебюрократизации будут принимать?

Нет, я помню, конечно, что в прошлый путинский срок его уже торжественно и трудно один раз принимали. Говорят даже, что он «сработал». Ну так тем лучше: если один раз сработал, значит, и теперь, можно надеяться, сработает. Ведь мудрость государственного управления — она в чем? В том, чтобы ездить по кругу.

Как детская железная дорога: станция «Борьба с коррупцией», станция «Борьба с бедностью», станция «Поддержка малого бизнеса», станция «Удвоение».

На следующий день специалисты объяснили: президент имел в виду не то, что свое дело открыть трудно — эта проблема как раз решена, реформа регистрации малого бизнеса признана успешной. А вот с лицензированием — беда. Препоны, проволочки. Ну, положим, когда принимали пакет по дебюрократизации, министерство Грефа вело уже напряженную позиционную борьбу с ведомствами за сокращение видов лицензируемой деятельности и оптимизацию процедур лицензирования, и результаты этой борьбы отразились в изменениях в соответствующем законе. Ну да что там, нет ничего плохого в том, чтобы вновь заняться этой проблемой и добиться, наконец, ощутимых успехов. Есть, конечно, такая опасность, что после того, как мы с лицензированием успехов добьемся, выяснится, что ситуация с регистрацией заметно ухудшилась. Но это значит только, что придется вновь заниматься проблемой регистрации, констатировав, что проблема лицензирования на данном этапе решена.

Солидные люди говорят: важно, чтобы не ограничилось все эмоциональными выступлениями президента, а было действительно признано приоритетом на уровне конкретных решений. Да, согласен, если признают приоритетом — дело пойдет. Как с другими приоритетами: станция «Борьба с коррупцией», станция «Удвоение»… Предлагают возродить специальный орган по проблемам малого бизнеса в правительстве, ответственную за приоритет структуру. Это тоже, безусловно, очень важно. Структура такая, кстати, у нас существовала предыдущие десять лет, и только что вот, на днях буквально, расформирована (описание ее славной жизни и тихой смерти см. здесь). Поэтому самое время пришло сейчас взяться за ее создание, тут спору нет.

Чем вообще хороша детская железная дорога, так это отсутствием тупиков. Возможностью постоянно двигаться вперед, к чему и призывает правительство на еженедельных совещаниях президент. И маршрут движения, слава богу, определен и предельно понятен, как он любит говорить. Единственное, чего нельзя допустить, это торможения процессов, тут я с президентом тоже согласен.

Ну да, скажут, ерничать легко. Ха-ха, хи-хи — про правительство стихи. И это правда. А что если нам действительно взяться за проблемы малого бизнеса, действительно поставить своей задачей освободить его, так сказать, от мелочной опеки? Что если сломать к черту эту железную дорогу? Такую славную, такую аккуратную — станция «Удвоение», станция «Борьба» — все это ножкой хрясь-хрясь?

Ведь если отбросить детский всякий лепет, то проблема малого бизнеса видна как на ладони и известна всем от президента до охранника в ночном продмаге.

В основании российской государственности лежат два типа ренты, которые являются несущими опорами двух уровней российской власти. На федеральном уровне — это, прежде всего, экспортно-сырьевая рента. На региональном — рента территориальная. То есть право местных властей брать мзду со всех, кто зарабатывает на подведомственной им территории. Таков уклад. Греф тут ни при чем и не имеет к этому отношения. Не в его силах это изменить, что тоже всем интуитивно ясно. А если даже вдруг придет администратором на некоторой территории честнейший человек светлейших помыслов и твердого намерения разрушить порочную систему, то вскоре непременно выяснится, что местную власть на своей территории он просто развалил. Потому что есть вещи, которые не реформируются и не изменяются посредством доброй воли.

Так что, посмотрев на дело ясно, мы не поедем на станцию «Борьба с коррупцией» или «Поддержка предпринимательства». (А так было бы славно! Ведь маршрут предельно ясен...) Распоряжения и постановления тут ни к чему. Принцип «детской железной дороги» в деятельности правительства, собственно, заключается в том, чтобы представлять возникающие проблемы и задачи как технические или технологические, в то время как в реальности они являются проблемами политическими. Но политическими задачами в России считаются выборы и контроль над СМИ, т. е. то, что относится собственно к охранению власти, а все остальное, ясное дело, уже задачи технические. Станция «Удвоение», станция «Борьба».

Эта подмена, т. е. подход к проблемам политическим как к проблемам техническим, определяет важнейшую причину неуспеха большинства инфраструктурных реформ последних лет.

И судебной, и административной, и пресловутой дебюрократизации. Всякий раз с немецким педантизмом реформаторы разрабатывают поправки и регламенты, схемы и перечни функций... И — ничего. Жизнь их даже не дочитывает до конца.

Между тем, чтобы согнать коров с луга, нужно посылать пастуха. А писать им письма или вешать объявления на колодце — мило и трогательно, но не практично. Социально-политический уклад не относится к той сфере, которая регулируется предписаниями высших чиновников низшим и ведомственными регламентами.

А уклад этот основан на простом принципе, что административные полномочия являются торгуемым инструментом.

Если же понимать проблему малого бизнеса как проблему политическую, то она выглядит, видимо, примерно следующим образом: существует противоречие интересов одного класса населения (бюрократия — те, кто наделены административными правами) и другого класса (те, кто таких прав не имеет и хотел бы компенсировать их отсутствие свободой экономической активности). Одни стремятся продать свои полномочия, другие же вынуждены выкупать у них свои права. И если проблема эта политическая, то и решение ее лежит в сфере политической и сводится, грубо говоря, к задаче наделения второго класса политическими гарантиями их прав.

Сегодня поправки, призванные облегчить положение малого бизнеса, не говоря уже о постановлениях и прочей ведомственной документации, пишутся правительственными реформаторами преимущественно для самой бюрократии. В них расписывается, что бюрократы должны, могут и не должны делать. И ничуть не удивительно, что в результате с их помощью ограничить интересы бюрократии оказывается невозможно. Между тем такие законы должны писаться для тех, кто в них заинтересован, кто является здесь субъектом права. В данном случае — субъектом права на экономическую свободу. И тогда их предметом является описание того, как это право может быть реализовано и чем защищено.

Разумеется, для того чтобы такой естественный механизм права заработал, необходимы два фундаментальных условия.

<1>Это реальное отделение судебной власти от исполнительной. И формирование нормальных органов юстиции (прокуратуры), которые бы защищали не государство (как по инерции советских времен это сохраняется по сей день), а закон. Защищали не кого-то, а то, что написано в законе. И если в нем написано, что граждане Российской Федерации имеют свободу предпринимательской деятельности, то нарушение или ограничение этого положения является для органов юстиции ничуть не меньшим преступлением, чем пресловутое и архаическое «нецелевое использование бюджетных средств».

На самом деле реализация (хотя бы частичная) двух этих условий не является задачей какой-то невероятной сложности, но все той же политической воли. Любое ведомство, любая структура заинтересована в расширении своих полномочий, повышении статуса и увеличении социального веса. Другое дело, что логика действий суда должна быть единой от Верховного до районного и что независимость суда должна быть его капиталом, его социальной функцией. Равным образом невозможно себе представить, что главный прокурор бегает в администрацию президента за указаниями, а районные прокуроры честно стоят на страже духа и буквы закона и не знают ничего, кроме его текста.

Но как же это главный прокурор никуда бегать не будет? Этак черт знает до чего можно дойти. Эдак можно сказать, что и на выборах должно быть заранее неизвестно, кто победит. А если неизвестно, кто на выборах победит, то это ведь, в свою очередь, означает, что решение проблем малого бизнеса может попасть в руки бог знает кого. Может попасть и в руки таких людей, которые и вовсе ему никакого внимания уделять не будут. Так что давайте лучше напишем постановление «Об упрощении (оптимизации) предоставления лицензий на отдельные виды предпринимательской деятельности в части упорядочения перечня и экземплярности предоставления обязательной документации и сокращения сроков рассмотрения заявок». Замминистра Шаронов говорит, что на его подготовку уйдет недели две. Так что чего огород городить? Подождем. Какая у нас там следующая станция?

Новости и материалы
Малогабаритное жилье начало дешеветь в России
Неопытная водительница устроила массовое ДТП, пострадали двое детей
75-летний москвич перевел 1,5 млн рублей фейковым мэру Москвы и генералу ФСБ
Стали известны подробности о состоянии полицейских, подвергшихся нападению в КЧР
Макрон нашел способ повлиять на Путина в вопросе Украины
Стало известно об интенсивном подъеме реки Ишим под Викулово
ВСУ попытались совершить теракт в Белгородской области с помощью дрона
Ученые нашли высокие концентрации урана и свинца в анализах подростков-вейперов
Участников перестрелки с бандитами в Карачаево-Черкессии наградят
Пушилин оценил количество домов, подлежащих восстановлению в Авдеевке
Российские войска освободили от ВСУ Работино
В Приамурье водитель мусоровоза не заметил девятилетнего велосипедиста и наехал на него
Дочь Семака обвинили в том, что она настроила фанатов против отца
В Белгородской области ведется обстрел села Старый Хутор
В Узбекистане оскорбившему президента за участие в параде Победы дали срок
Карл III вернулся к общественным обязанностям
Вертолет Ми-8 вылетел в Хабаровский край для тушения пожара
Европа находиться на пути к новой зависимости от РФ
Все новости