Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Спираль вмешательства

Дмитрий Бутрин 02.11.2004, 11:27

Самым опасным следствием безответственного вмешательства российских властей в украинские выборы может стать искушение оказать силовую поддержку «своему» кандидату в случае обострения ситуации.

Я хотел бы предупредить граждан России, и в особенности жителей Москвы, о серьезнейшей опасности, нависшей над российским градостроительством, архитектурой и укладом жизни. Исконно российский, вырабатывавшийся веками в курных избах и десятилетиями в хрущевках быт подвергается невиданному культурному давлению. В столице нашей родины практически не осталось ничего архитектурного, что традицией связывало нас со временами СССР, не говоря уж о Руси допетровской. Но если бы только власти Москвы, нанимающие иностранную рабочую силу, были ответственны за это. Нет, владельцы московских квартир сами, добровольно разрушают национальный быт и национальную архитектуру. И вот уже квартиры на Плющихе, Сретенке и в Кузьминках украшают таджикские межкомнатные перегородки, молдавские подоконники, украинские ванные комнаты и по-белорусски разведенная в квартире электропроводка.

Речь примерно такого содержания, хотя и не такого накала, мне на прошлой неделе пришлось произнести в одном политическом кружке, обсуждавшем влияние огромного количества российских политтехнологов, политологов, пиарщиков и просто чернорабочих политического фронта на выборах президента Украины. Причем по крайней мере часть собравшихся видела в присутствии указанных работников пера и exit polls угрозу украинской национальной идентичности и политической культуре.

Слов нет, активное участие российских представителей в выборах президента Украины отрицать бессмысленно. Однако большая часть из них поехала на Украину вовсе не с целью изменения внешней и внутренней политики этой страны. На самом деле, большинство российских специалистов — это полный аналог харьковских плиточников и днепропетровских столяров, выполняющих заказы москвичей по ремонту их квартир. В России по сравнению с Украиной наработан больший опыт работы на выборах, и именно в силу этого политические гастарбайтеры с Востока всегда будут востребованы там. Даже если бы политическая ситуация в России не сократила заработки на этом рынке, рано или поздно Украина столкнулась бы с импортом политтехнологической силы так же, как российская столица давно уже переживает импорт политтехнологической рабочей силы из регионов. То, что в международном разделении труда российские политтехнологи пользуются спросом, для России хорошая новость.

Но вполне легальная работа российских специалистов на украинских заказчиков не должна заслонять действительно существующих проблем с вмешательством российских игроков, в первую очередь государственных структур, в электоральный процесс в соседней стране.

В данном случае речь не идет о нарушении российского законодательства: оно не дает никаких ограничений на участие российских граждан в политических делах других государств. Но следует учитывать, что российское законодательство запрещает финансирование политической деятельности внутри страны из-за рубежа, в том числе финансовое участие нерезидентов в поддержке кандидатов в президенты. И хотя к этому запрету можно относиться по-разному, в России он имеет силу закона. Исходя из этого, финансовое участие российских игроков в нероссийских политических играх следует признать как минимум неэтичностью.

Именно поэтому имеет смысл с большим вниманием отнестись к практике работы на пророссийского кандидата в президенты Украины Виктора Януковича множества российских игроков. Уверенности в том, что деятельность их оплачена из средств избирательного штаба кандидата, у меня нет никакой. Весьма вероятно, что определенная часть кампании этого кандидата оплачена из России, в том числе и при посредничестве российских властных структур.

Разговоры о том, что на стороне главного оппонента Януковича — Виктора Ющенко — играют деньги американские и европейские, вряд ли должно нас в данном случае волновать. Вот это действительно внутреннее дело Украины — допускать или не допускать в местную политику иностранные финансы. Речь же здесь идет о том, что в отношении другого государства игроки из России должны, по теории, применять российское понимание о законности или незаконности. А с другой стороны, включаясь в игру политических инвестиций из-за рубежа на Украине, мы открываем дорогу политическим инвестициям в Россию. В этом случае имеет смысл добиваться снятия законодательного запрета на такие вложения в России.

Делать же на чужой территории то, что незаконно на своей, просто опасно.

Пойдем дальше. Само по себе публичное участие российских высших должностных лиц, в том числе президента Владимира Путина, в украинских выборах на стороне одного из кандидатов, вообще говоря, не вызывает серьезных возражений. Чисто политическая и идеологическая поддержка главой одного государства кандидата на выборах в президенты в другом государстве вполне легальна. Так же, по всей видимости, более или менее легальна российская составляющая медиакампании Виктора Януковича в российских государственных СМИ. Хотя в данном случае следует напомнить, что и государственные, и негосударственные СМИ в России не могут быть объектом цензуры и не могут получать указаний от политических властей в вопросах своей позиции в чем бы то ни было, будь это стратегия описания чеченской кампании, выборы в России или даже выборы на Украине.

И массированная поддержка со стороны российского государственного и полугосударственного телевидения кандидата Януковича является, судя по всему, предметом незаконной деятельности российской власти внутри страны.

Сюда же можно отнести и очень подозрительный съезд русских украинцев, голосующих за Януковича. То, что финансируемые властью съезды и политический контроль над СМИ — уже сложившаяся внутрироссийская практика, более законной ее не делает. Экспорт беззаконной практики в соседнюю Украину лишь усугубляет ее беззаконие. По сути, здесь речь идет о материальной поддержке одного из кандидатов на Украине российской властью из-за рубежа в виде бесплатного эфирного времени и заказных материалов в СМИ, а также бесплатного финансирования части его кампании среди украинских граждан, живущих в России.

На сегодняшний день говорить о незаконности вмешательства России в дела Украины рано. По крайней мере, ни один украинский политик пока не заявил о происходящих с точки зрения законодательства Украины преступлениях.

Тем не менее всякая собака и в Киеве, и в Москве понимает, что самое страшное, на что может пойти российская власть на территории Украины, — это силовая поддержка одного из кандидатов в случае конфликта внутри страны по итогам выборов (ясно, что в нынешнем политическом раскладе это может быть только Виктор Янукович).

Выбирая путь безоговорочной поддержки Януковича, власти России сделали первый, но очень важный шаг к идее силового вмешательства в дела Украины в случае неудачных результатов для поддерживаемого ею кандидата.

И в интересах в первую очередь российского общества не допустить такого развития ситуации. Эта угроза, которая будет актуальной в течение всего ноября, куда серьезнее, чем нашествие российских политтехнологов в матерь городов русских и окрестности и для Украины, и для России. Украина осенью 2004 года не должна стать новой Чехословакией 1968 года. Это для России гораздо более важно, нежели победа на выборах на Украине кандидата Януковича или Ющенко.