Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зарубежная родословная: Минпромторг раскрыл степень локализации иномарок в России

Иномарки локализованы в России вдвое хуже, чем Lada

Минпромторг раскрыл уровень локализации самых массовых иномарок и отечественных автомобилей. По данным ведомства, у самой прибыльной модели «АвтоВАЗа» — Lada Vesta — средний показатель, но даже ее уровень в 2,5 раза ниже максимально возможного. Еще хуже ситуация у производящихся в России иномарок — у них оснащение российскими комплектующими вдвое хуже, чем у бестселлера «АвтоВАЗа». Хорошо это или плохо — выясняла «Газета.Ru».

С прошлого года Россия окончательно ушла от промсборки, в рамках которой в стране были построены иностранные автомобильные заводы. Новый режим производства автомобилей в России — специнвестконтракт (СПИК) — предполагает балльную систему оценки уровня технологических операций на заводах и оснащения российскими комплектующими машин, что и называется локализацией в автопроме.

Показатели уровня локализации той или иной модели в России — почти всегда болезненный вопрос для автокомпаний. Накануне этой темы в интервью «Ведомостям» коснулся заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов, курирующий автопром.

Так, чиновник привел пример «АвтоВАЗа», у которого локализация Lada Vesta достигла 3300 баллов.

«АвтоВАЗу» есть к чему стремиться. Согласно постановление правительства №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» максимальный уровень шкалы локализации — 8800 баллов, то есть в 2,7 раза выше. Для его достижения необходимо, чтобы у автопроизводителя все компоненты и сырье были российскими, а сама компания направляла бы в НИОКР не менее 5% от своей выручки, подчеркнул Морозов.

Сейчас у Минпромторга точно нет амбиций достичь верхней планки производственных циклов на заводах. Министерству «достаточно того, что он (автопроизводитель в России — «Газта.Ru») к 2027 году будет локализован на 5470 баллов, чтобы определенная доля компонентов и агрегатов или технологий осталась предметом интеграции в рамках международных цепочек поставок», отметил Морозов.

Куда хуже ситуация с локализацией обстоит у иностранных производителей бюджетных седанов.

По словам замминистра, локализация некогда самой популярной иномарки России — седана Hyundai Solaris — пока что соответствует лишь 1400–1500 баллам. Этот результат более чем в два раза ниже чем у вазовской Vesta. Нельзя не отметить, что в техническом плане Solaris идентичен другому корейскому бестселлеру — седану Kia Rio. А ведь обе корейские машины массовые — в 2019 году суммарно было продано 152 тыс. штук.

Немногим лучше достижения у немцев и французов: свыше 1500 баллов набирают Volkswagen Polo и почти все модели Renault (Logan, Sandero, Duster и т.д. — «Газета.Ru»), уточнил Александр Морозов.

Много или мало

Оценку локализации той или иной модели регламентирует 719 постановление правительства. Самый значительный эффект по баллам дают сварка и окраска кузова — 900 баллов. Штамповка одной трети деталей кузова добавит еще 100 баллов, а половины — 200 баллов. Столько же принесет изготовление не менее 70% от массы кузова из российского металла. Простая сборка мотора в России прибавит 95 баллов, а с обработкой головок блоков и распределительных валов российского производства — еще 190 баллов. Сборка и проведение контрольных испытаний собранной машины — это еще 100 баллов.

Таким образом, компании относительно просто набирают заветные 1400 баллов, которые открывают продукции доступ к госзакупкам и программам стимулирования продаж.

К примеру, только в 2020 году на поддержание спроса на автомобили стоимостью до 1,5 млн рублей из казны было выделено 45 млрд рублей. Кроме того, автокомпании получают компенсацию за уплату на таможне утилизационного сбора, а сами детали и автокомпоненты ввозят по сниженным пошлинам. В период простоя автозаводам частично компенсируются затраты на персонал. Иногда статус российского производства и крупного работодателя даже помогает не платить налог на имущество, как это было с закрывшим заводы в России концерном Ford.

Представители Hyundai,Volkswagen и Renault не смогли оперативно прокомментировать вопросы «Газеты.Ru» относительно уровня локализации своих моделей. Оставили эту тему не освещенной и на «АвтоВАЗе», подчеркнув, что занимают лидирующее положение в этом вопросе.

«Мы можем подтвердить, что у нас самая высокая в отрасли локализация, но конкретных баллов по моделям и в среднем по модельному ряду не назовем. Безусловно, мы заинтересованы в дальнейшем повышении локализации и прилагаем к этому все усилия при условии сохранения требуемого высокого уровня качества компонентов», — сказал «Газете.Ru» пиар-директор «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский.

Иллюзорный автопром

Считать отечественной машиной даже Lada Vesta можно условно, полагает директор аналитического агентства «АСМ-Холдинг» Александр Ковригин. Проблема в том, что даже то, что автокомпании предлагают называть российской операцией, по факту ей не является, считает он.

«Через баллы неправильно считать локализацию. Производители автокомпонентов, которые пришли к нам вместе с иностранными заводами, просто делают сборку.

Они не используют нашего металла, резины, пластмассы. Почти все компоненты 2-го и 3-го уровня для готовой детали они получают из-за границы, а они делают сборку,

— сказал в беседе с «Газетой.Ru» Ковригин. — Но разве это российская деталь, мы сами себя хотим обмануть, не могу понять? А если они уйдут, как GM и Ford, то вместе с ними уйдет вся эта локализация и все эти баллы».

Собеседник убежден, что правительство должно на себя взять обязательства по созданию автокомпонентной отрасли в стране. В сегменте легковых автомобилей изменить уже ничего не получится, но Россия еще может сохранить свои компетенции в производстве хотя бы грузовиков и автобусов, считает Ковригин.

С главой «АСМ-Холдинга» соглашается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его мнению, Минпромторг мог бы взять на себя повышенные обязательства по созданию заводов для выпуска сложных комплектующих (моторы, коробки передач, шасси и т.д.). Агрегаты на таких заводах можно было производить по лицензиям и чертежам крупных автоконцернов для их же машин, но в обмен на обязательства эти комплектующие закупать для установки на свою продукцию.

Сами зарубежные инвесторы создавать автопром с промышленным углублением в России не будут (за исключением, возможно, стратегически ориентированных китайцев), потому что это противоположно здравому смыслу, считает Бургазлиев.

«Иностранцы не хотят локализовывать в России сложные компоненты, потому что им это просто невыгодно. Для окупаемости такого производства нужны объемы, а наш рынок их не может дать — вот и получается замкнутый круг», — подытожил эксперт.

Новости и материалы
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Канада разрешила делать Airbus из российского титана
Канадец из ЦСКА назвал Москву лучшим местом для жизни
В столице Аргентины протестуют тысячи студентов и преподавателей
В Николаеве произошел взрыв
В Пентагоне прокомментировали срок передачи оружия Украине при одобрении финансирования
Вашингтон ввел санкции в отношении иранских юридических и физических лиц
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Глава БАПОР скоро посетит Россию
Все новости