На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Отменили рабство: Узбекистан стал страной года

The Economist признал Узбекистан страной года

Узбекистан признан «страной года»: он перестал быть «старомодной постсоветской диктатурой», пишет журнал The Economist. Но несмотря на изменения к лучшему, уровень жизни в Узбекистане остается низким и его граждане по-прежнему ищут счастья на стороне.

Узбекистан стал «страной года» благодаря реформам президента Шавката Мирзиёева, проведенным за последний год, решил британский журнал The Economist.

После смерти прежнего президента Ислама Каримова, находившегося у власти 27 лет, в 2016 году к власти пришел Мирзиёев. Поначалу, как утверждает издание, в Узбекистане мало что менялось. К активным действиям новый лидер перешел в 2018-м. И в итоге ситуация в стране резко скорректировалась в лучшую сторону.

«Три года назад Узбекистан был старомодной постсоветской диктатурой, закрытым обществом с исключительной жестокостью и некомпетентностью», — говорится в материале издания.

Авторы издания скрупулезно перечисляют негативные стороны правления прежнего президента Каримова. Например, в стране практиковалось использование подневольного труда. Мужчин, женщин и даже детей заставляли трудиться на хлопковых плантациях, были легионы недовольных, росло диссидентское движение, оппозиция жестоко преследовалась.

Не стало рабства на хлопковых плантациях

Нынешнее правительство, как утверждает журнал, фактически искоренило рабство — «в значительной степени отменило принудительный труд». Кроме того, был закрыт «самый печально известный тюремный лагерь» в стране — «Жаслык».

Конечно, Узбекистан еще «далек от демократии», так как «все партии поддерживают Мирзиеева, а некоторые критики остаются за решеткой», отмечает The Economist.

Однако граждане теперь хотя бы свободно жалуются на происходящее в стране, не опасаясь, «что их заберут среди ночи».

Еще одно достижение — «бюрократам запрещают обращаться к малому бизнесу и требовать у него взятки, что ранее происходило постоянно».

Произошли изменения и во внешней политике Узбекистана. Построено больше пунктов пересечения госграницы, что способствует воссоединению семей, которых разделило «лоскутное одеяло Средней Азии».

Кроме того, иностранным журналистам власти теперь позволяют приезжать в страну, а зарубежных технократов привлекают к «реформированию задушенной экономики».

Смягчение дресс-кода для женщин

Страной года по версии The Economist признается государство, которое сделало наибольший прогресс в движении к демократии. Среди претендентов в 2019 году также были Новая Зеландия, Северная Македония и Судан.

Новая Зеландия была отмечена журналом за действия правительства после нападений на мечети в городке Крайстчерч. Там произошло массовое убийство мусульман, и правительство запретило полуавтоматическое оружие и выкупило тысячи единиц оружия у граждан.

Северная Македония — за уступки Греции, что привело к потеплению в отношениях двух стран.

А Судан — за свержение диктатуры Омара аль-Башира, завершение межэтнического конфликта в Дарфуре и «смягчение дресс-кода для женщин».

По мнению The Economist, Узбекистану, конечно, еще предстоит пройти долгий путь, но в 2019 году «ни одна другая страна не продвинулась так далеко».

В прошлом году The Economist выбирал «страну года» между Арменией, Малайзией и Эфиопией. В итоге это звание «впечатляющие успехи в строительстве демократии» получила Армения, которая, по мнению журнала, показала, что «имеет шансы на обновление».

Редакция отметила тогда преобразования, которые привели к власти нынешнего президента Никола Пашиняна. Как пишут авторы The Economist, изгнание «путинского ставленника» Сержа Саргсяна не сопровождалось человеческими жертвами и не дало России повода для вмешательства во внутренние дела страны.

В общем, The Economist обращает внимание в основном на преобразования в сфере политики. Так было и при оценке успехов Узбекистана. Но уровень жизни в этой стране остается низким. После распада СССР почти все время экономика была закрытой. В отличие от, например, экономики Казахстана или даже Киргизии. В Узбекистане участие государства в экономике и госрегулирование были всегда очень сильными и остаются таковыми.

«Новое руководство республики старается проводить либеральные реформы в экономике, чтобы сделать ее более открытой и способствовать ее росту», — отмечает начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян, добавляя, что до успехов еще далеко.

Многие годы цены в Узбекистане на большинство товаров и услуг формировались не рыночными методами, а по сути командно-административными, из-за чего во многих случаях они были слишком занижены, и для частного бизнеса просто было невыгодно поставлять товары или оказывать услуги.

Эксперты в принципе скептично оценивают присуждение Узбекистану «почетного звания» лучшей страны года, когда миллионы ее граждан вынуждены кормиться за рубежом, в том числе в России.

По данным министерства труда и занятости Узбекистана, за границей работают 2,6 млн граждан Узбекистана, из них 83% — в России (более 2 млн человек).

Эти цифры расходятся с официальной российской статистикой, учитывая уровень нелегальной миграции, но тем не менее дают представление о масштабе поездок на заработки.

В 2018 году, по данным МВД РФ, были поставлены на миграционный учет 4,5 млн граждан Узбекистана, а сняты с учета — 3,25 млн. Разница составляет 1,25 млн человек. Похоже, это и есть тот статистический минимум трудящихся в России граждан Узбекистана.

Порядка 80% уехавших из страны узбеков выбрали Россию, 15% отправились в Казахстан, остальные предпочли Южную Корею, Болгарию и Турцию.

Если бы не заграничные заработки, миллионы узбеков жили бы впроголодь. По данным ЦБ РФ, по итогам 2018 года Узбекистан стал лидером среди стран СНГ по объему денежных переводов из России. В прошлом году узбеки только официально отправили на родину около $5 млрд — столько они заработали в России, отмечал ранее министр занятости и трудовых отношений Шерзод Кудбиев. Средний платеж — $400. Еще, по экспертным оценкам, в Узбекистан поступает примерно $2 млрд в виде наличных.

Новости и материалы
Все российские спортсмены завершили выступления на Олимпиаде-2026
В Москве снегоуборочный трактор наехал на женщину
Samsung официально встроит в свои смартфоны ИИ, который работает в России
Орбан пригрозил ЕС блокировкой всех санкционных решений по РФ в ответ на шаги Киева
В сеть слили характеристики дешевого смартфона Redmi A7
ТЦ в Белгороде подвергся атаке украинского беспилотника
ФСБ назвала заказчиков покушения на генерала Алексеева
Иран не обсуждал вопрос вывоза высокообогащенного урана
Кустурица рассказал, когда выпустит фильм по роману Распутина
Непряева не попала в топ-10 в масс-старте на Олимпиаде после ошибки с лыжами
Минобороны сообщило об уничтожении более 70 дронов за первую половину дня
Власти Южной Кореи потребовали от посольства РФ снять баннер «Победа будет за нами»
Лавров раскрыл, что делали представители Европы на переговорах в Женеве
Названа дата выхода русской озвучки одной из самых высокооцененных игр в истории
В Совфеде объяснили интерес Трампа к Ирану
В сети появилось фото предполагаемой террористки, устроившей два взрыва во Львове
Лыжный судья подтвердил, что Непряевой грозит дисквалификация
В Петербурге ребенок выпал из окна 13-го этажа и был пойман дворником
Все новости