Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Сотовую связь берут за оборот

Роскомнадзор предлагает штрафовать мобильных операторов за низкое качество связи

Анастасия Матвеева 29.04.2013, 16:52
Роскомнадзор предлагает штрафовать мобильных операторов, чьи услуги не отвечают критериям качества... iStockPhoto
Роскомнадзор предлагает штрафовать мобильных операторов, чьи услуги не отвечают критериям качества связи, в зависимости от выручки.

Роскомнадзор предлагает взимать оборотные штрафы с сотовых операторов. За нарушение требований к защите сетей и маршрутизации трафика компаниям придется заплатить до 0,1% выручки — около $10 млн за каждый подтвержденный факт. Представители отрасли не согласны — штрафы станут дополнительным административным барьером, сдерживающим развитие связи.

Роскомнадзор предлагает штрафовать мобильных операторов, чьи услуги не отвечают критериям качества связи, в зависимости от выручки. Соответствующий документ ведомство уже направило в правительство, сообщил ИТАР-ТАСС заместитель главы ведомства Олег Иванов.

Когда в работе добросовестного оператора выявляются упущения, ему выдается предписание об их устранении к определенному сроку — если провайдер телекоммуникационных услуг вовремя их не устраняет, то ему грозит отзыв лицензии, объяснил чиновник, добавив: «Это неправильно, потому что страдает абонент. Поэтому мы и предложили оборотные штрафы».

Он уточнил, что Роскомнадзор предлагает установить для операторов штраф в размере 0,1% от оборота компании.

«Речь об оборотных штрафах ведется в отношении нарушений, предусмотренных постановлением правительства, касающимся целостности системы связи. То есть оборотные штрафы предлагается накладывать только за те нарушения, которые угрожают целостности системы связи в стране. При этом к качеству связи это не имеет непосредственного и исключительного отношения», — отметил представитель Роскомнадзора Владимир Пиков.

Перечень нарушений целостности единой сети электросвязи утвержден правительством и подразумевает, в том числе, нарушения требований к построению сетей, к пропуску и маршрутизации трафика, защите сетей и передаваемых данных от несанкционированного доступа, условий и порядка использования радиочастотного спектра и др.

Новую систему госконтроля качества связи Роскомнадзор начал разрабатывать летом 2012 года. Первоначально критерии оценки услуг были изложены в «Концепции создания системы контроля качества предоставления услуг связи в России». Они предполагали такие направления, как удовлетворенность абонентов, а также технические показатели фиксированной, сотовой связи и доступа в интернет.

По словам Иванова, в настоящее время эти методики дорабатываются и будут выпущены к середине лета. Предполагается, что их будут применять в виде приложений к правилам предоставления услуг. Это будет обсуждаться с представителями отрасли после того, как будут приняты соответствующие решения в нормативной базе.

«Сейчас оборотные штрафы, привязанные к доле от выручки компании на рынке, в большинстве взимает Федеральная антимонопольная служба. Но даже антимонопольное ведомство в последнее время оборотные штрафы за отдельные правонарушения заменяет на фиксированные денежные штрафы, — отметили в пресс-службе «Мегафона». — Вопрос применимости оборотных штрафов за технические нарушения вызывает недоумение. Они могут стать дополнительным административным барьером, сдерживающим развитие телекоммуникационных сетей и услуг связи».

В «Ростелекоме» также отрицательно относятся к инициативе введения оборотных штрафов. «В Кодексе об административных правонарушениях содержится специальная глава 13, которая посвящена административным правонарушениям в области связи и информации. В этой части не требуется внесения каких-либо изменений в действующее законодательство», — сообщили в пресс-службе государственного оператора.

В пресс-службе МТС говорят, что штрафные санкции должны иметь объективные и прозрачные критерии их применения. «Сейчас основанием для наложения оборотного штрафа служат серьезные нарушения антимонопольного законодательства или нанесение существенного вреда другим компаниям, государству, гражданам, которые могут привести к значительным изменениям в конкурентной ситуации на рынке. Оборотные штрафы предполагают неравномерные санкции за одни и те же нарушения: более крупные, то есть более эффективные, компании будут платить большие, иногда многократно, штрафы по сравнению с более мелкими компаниями за одни и те же нарушения», — подчеркнули в компании. В Vimpelcom оперативный комментарий получить не удалось.

Оборотные штрафы предполагают выплату за нарушение определенного процента от выручки. Консолидированная выручка «Мегафона» в 2012 году составила 272,6 млрд рублей. Значит, максимальная сумма санкций для оператора может составить 272,6 млн рублей. Выручка «Ростелекома» в прошлом году увеличилась на 7% до 321,3 млрд рублей (штраф составил бы 321,3 млн рублей), доход от российского бизнеса МТС по итогам 2012 года увеличился на 8,3% до 337,9 млрд рублей (337,9 млн рублей), выручка Vimpelcom в России – 285,4 млрд рублей (максимально возможный штраф — 285,4 млн рублей).

«Правовая природа оборотного штрафа – пресечь возможность получения выручки за счет нарушения законодательных норм. ФАС взимает оборотный штраф за нарушение законодательства о конкуренции, то есть за нарушение равновесия на рынке, за счет которого компания получает дополнительный доход, ущемляя других участников, — объясняет советник юридической фирмы Lidings Сергей Патракеев. — Операторы связи не будут в данном случае ущемлять конкурентов, и дополнительной прибыли от того, что кто-то получил несанкционированный доступ к их сетям, они не получат».

В данном случае речь может идти о нарушении операторами лицензионных требований и о фактах, которые образуют состав административного правонарушения. Это подразумевает выдачу предписания об устранении нарушений, фиксированные штрафы и, в крайнем случае, административное приостановление деятельности, говорит Патракеев. Он сомневается, что регулятор сможет корректно определить объем оборотного штрафа.

Необходимо четко обрисовать критерии и методики, предупреждает аналитик iKS Consulting Максим Савватин: «Работа должна проводиться совместно с операторами, которые и будут исполнять предписания. Без показателей, которых реально невозможно достичь, им будет сложно работать. В любом случае операторы заинтересованы в предоставлении качественных услуг не меньше, чем регулирующие органы – этот рынок высококонкурентный, и все заинтересованы в том, чтобы предоставлять качественные услуги абонентам, расширять базу и минимизировать претензии», — заключает он.