Более тысячи автомобильных дилерских центров в России оказались на грани банкротства. Это означает, что около четверти представленных на рынке дистрибьюторов могут закрыться. Поскольку в среднем на каждом предприятии работает порядка 80–85 человек, то лишиться своих мест могут сразу около 85 тыс. человек. К такому выводу пришли в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Как заявил вице-президент РОАД Вячеслав Жигалов, длительные спады на авторынке имеют вторую волну последствий — отток клиентов из сервиса. По его оценке, в этом году дилерские центры могут потерять половину загрузки сервиса, а это чревато потерей львиной доли доходов.
Сейчас три четверти доходов дилеров складываются из выручки за сервисное обслуживание, поскольку сейчас выйти в прибыль благодаря продажам новых автомобилей практически невозможно. Кроме того, как отметили в РОАД, банкротство автодилеров повлечет за собой списание сотен миллионов банковских кредитов, поскольку дилерская сеть очень сильно закредитована.
Выжить только за счет обслуживания
Как пояснил «Газете.Ru» вице-президент РОАД Андрей Петренко, тяжелее всего придется дилерам, которые занимаются только гарантийным обслуживанием и не предпринимали нужных мер, чтобы удержать клиентов для выполнения уже постгарантийных работ. Поскольку по истечении официального срока обслуживания клиенты, стараясь сэкономить, стали все чаще переходить к «неофициалам».
«Трудно будет выжить дилерам марок, которые представляет концерн General Motors, сокративший свое присутствие в России, — сказал Петренко «Газете.Ru». – Это Chevrolet, Opel. Есть марки, которые хоть и не ушли, но совершенно непонятно, как они будут существовать, — Peugeot и Citroen.
Сейчас все автопроизводители обеспокоены тем, чтобы удержать клиентов на своих дилерских станциях. К примеру, они предлагают спецпрограммы для запасных частей или по продлению гарантии. Сейчас появляется много неофициальных станций обслуживания, и для многих автовладельцев их услуги становятся все более актуальны. К примеру, владельцам Audi — они сейчас находятся в том положении, когда могут делать выбор в пользу качественного, но несертифицированного обслуживания, и марке надо придумывать, что с этим сделать».
По оценке эксперта, наибольшее количество дилерских центров, которые могут так или иначе прекратить свое существование, находятся в Москве, где конкуренция по сравнению с другими регионами в разы выше.
«В регионах дилерская сеть не так сконцентрирована, стоимость обслуживания там ниже, но и расходы дистрибьюторов также ниже, что позволяет им предлагать конкурентоспособные цены, — отметил Петренко. — А в Москве ситуация хуже. Если же говорить о поглощениях обанкротившихся дилеров, то сейчас это будет не так просто сделать. Долги закрывать все равно придется, а банки дают кредиты автосалонам крайне неохотно.
Чтобы нивелировать убытки, дилеры продолжают делать ставки на вторичный рынок, который пусть и просел по итогам 2015 года, но далеко не столь ощутимо по сравнению с первичным.
При этом каждый дилер будет выбирать, с какими машинами работать самостоятельно, не привязываясь только к тем брендам, которые он представляет».
Что будут делать дилеры
Директор по развитию «Рольф» Владимир Мирошников рассказал «Газете.Ru», что, хотя снижение автомобильного рынка продолжается уже третий год, число автодилеров в России впервые пошло на спад только в прошлом году.
«Рынок покидают слабые игроки, прежде всего те, кто не смог или не успел выстроить эффективные бизнес-процессы, вел слишком рискованную политику в области развития, — сказал Мирошников.
— Многие дилерские центры строились в расчете на непрекращающееся увеличение емкости рынка и с масштабным привлечением кредитных средств. Традиционно обеспечением по кредитам выступали здания дилерских центров.
Между тем здание дилерского центра — это всегда достаточно специфичная постройка, которую сложно перепрофилировать для других видов деятельности. Ввиду этого ценность таких залогов снижается вместе с падением авторынка, а количество объектов, выставленных на продажу, наоборот, растет. Другая тенденция рынка, которая набирает ход, — консолидация вокруг сильных и успешных игроков. Крупные компании с диверсифицированным портфелем брендов оказываются гораздо более устойчивыми в кризис. Мы прогнозируем, что в ближайшее время число подобных сделок будет стремительно расти».
В свою очередь, представитель ГК «АвтоРусь» Игорь Завьялов обращает внимание на то, что в наибольшей опасности находятся те дилеры, которые неэффективно использовали свой капитал и необоснованно шли на риск, такой как, к примеру, строительство крупных дилерских центров.
«Компании, руководство которых умеет грамотно анализировать рынок и планировать свою деятельность, а также не позволяет себе опрометчивых затрат на строительство «самых крупных в Европе» дилерских центров, продолжат свою работу даже в период экономической нестабильности, — сказал Завьялов «Газете.Ru». — В условиях кризиса необходимо проводить работу по минимизации расходов, а также делать акцент на повышении эффективности и улучшении качества обслуживания клиентов».
Выиграют премиум- и массовые бренды
Управляющий партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Дмитрий Коляков признает, что долговая нагрузка дилерских центров, кроме отдельных старожилов рынка, действительно очень большая и риск дефолтов велик.
«В отдельных случаях проблема смягчается товарными кредитами производителя, но лимиты этого ресурса очень часто уже выбраны, — сказал Коляков «Газете.Ru». — В наибольшей опасности находятся дилеры марок среднего и нижнего ценового сегмента, для которых российский рынок не настолько стратегически важен, чтобы инвестировать в сохранение доли на рынке за счет отказа от маржинальности. Лучше всего себя будут чувствовать игроки премиум- и, частично, бизнес-сегмента. Также чувствовать себя более уверенными могут представители массового сегмента, сделавшие выбор в пользу расширения присутствия на рынке за счет временной потери в маржинальности, — например, корейские производители».
Напомним, что российский авторынок всего за три года сократился почти в два раза. Если в 2012 году в стране было продано почти 3 млн новых легковых машин, то в 2015 году всего 1,6 млн. Прогноз по продажам на 2016 год составил 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в господдержке автомобильного сектора.