Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Угроза для Израиля»: почему может сорваться поставка F-35 в ОАЭ

В США пытаются замедлить продажу F-35 в Объединенные Арабские Эмираты

Два сенатора-демократа в Соединенных Штатах надеются отсрочить потенциальную продажу истребителей F-35 Joint Strike Fighter Объединенным Арабским Эмиратам. Речь идет о законодательной инициативе, которая впоследствии может заблокировать поставки самолетов в Абу-Даби.

В случае принятия в США «Акта о безопасном экспорте F-35 2020 года» могут наступить серьезные последствия для будущих продаж истребителей Lockheed Martin не только ОАЭ, но и другим странам Ближнего Востока. Законопроект потребует от Белого дома предоставить отчет с подробным описанием технических рисков продажи F-35 любой стране, которая не является членом НАТО или не является союзниками США подобно Японии, Южной Кореи, Израиля, Австралии или Новой Зеландии, пишет Defense News.

Для продажи истребителей F-35 странам Ближнего Востока Белый дом также должен подтверждать на нескольких этапах процесса продажи, что сделка не препятствует качественному военному превосходству Израиля, и что заказчик соответствует определенным критериям в отношении прав человека.

Авторы закона — сенатор от штата Нью-Джерси Боб Менендес, главный демократ в комитете сената США по международным отношениям, и сенатор Дайэнн Файнстайн от штата Калифорния. Законодатели утверждают, что президент Дональд Трамп спешит с продажами F-35 в Объединенные Арабские Эмираты, не давая конгрессу, Госдепартаменту и Пентагону достаточно времени, чтобы детально оценить, поставит ли эта сделка под угрозу Израиль, предоставив его соседям эквивалентные технологии.

«Обеспечение того, чтобы Соединенные Штаты и их важнейший партнер на Ближнем Востоке, Израиль, сохранили свои решающие качественные военные преимущества перед всеми потенциальными противниками, закреплено в законе и должно быть одним из высших приоритетов любого президента и конгресса. Это поспешное завершение сделки президента Трампа по F-35 до истечения срока его полномочий вполне может подорвать эту цель», — говорится в заявлении сенатора Боба Менендеса.

Дайэнн Файнстайн добавила, что конгресс США обязан гарантировать, что самые передовые технологии страны по-прежнему ограничиваются использованием военными Соединенных Штатов и их ближайшими союзниками.

Неясно, будет ли закон применяться к предстоящей продаже четырех F-35B Сингапуру, которая уже была одобрена в этом году. Швейцария и Финляндия также рассматривают возможность закупки F-35. И к этим странам, не входящим в НАТО, возможно применят соответствующие требования, если законопроект будет принят.

Правительство Соединенных Штатов через создаваемые законодателями препоны, вероятно, сможет ускорить продажи F-35 в Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Пострадавшим от этих документов направлением продаж станут ближневосточные клиенты.

В начале процесса продаж главе Белого дома необходимо будет удостовериться, что сделки с участием ближневосточной страны не поставят под угрозу качественное военное преимущество Израиля; что проданные самолеты не будут использоваться против Израиля; что будут приняты меры для защиты F-35 от шпионажа.

И если страна-заказчик не следует этим правилам, то у Соединенных Штатов есть средства воздействия на нарушителя.

Затем Вашингтон должен провести еще один раунд оценок, прежде чем F-35 будут доставлены ближневосточным покупателям. Законодательство гласит, что президент должен еще раз оценить, ставит ли сделка под угрозу качественное военное преимущество Израиля, и удостовериться, что покупатель не совершал нарушений прав человека и не имел истории передачи оружия США террористическим группам, ополченцам или другим противникам Соединенных Штатов или Израиля.

Кроме того, законодательство требует, чтобы Соединенные Штаты предприняли шаги по обеспечению безопасности F-35 во время «доставки, эксплуатации, хранения и обслуживания таких самолетов», что может повлечь за собой увеличение объема необходимых действий правительства США и контакторов в странах Ближнего Востока, которые покупают самолет.

Президент также должен подтвердить, что ближневосточный заказчик не приобретал иностранные технологии для компрометации F-35, особенно российское или китайское оборудование.

Это сделано для предотвращения ситуации, подобной исключению Турции из программы F-35 после того, как она приобрела у России зенитную ракетную систему С-400 «Триумф».

Новости о потенциальной продаже истребителей F-35 Абу-Даби появились в августе этого года. Это произошло вскоре после того, как Израиль и ОАЭ подписали соглашение о нормализации отношений.

По сообщениям, старший советник Трампа Джаред Кушнер настаивал на продаже, при этом старший директор Совета национальной безопасности по Ближнему Востоку Мигель Корреа, также играл важную роль в обсуждениях. Как сообщила в августе газета The New York Times, военное руководство Эмиратов уже провело секретный брифинг по возможным поставкам самолета этого типа.

В сентябре агентство Reuters сообщило, что правительство Соединенных Штатов работает над согласованием к декабрю этого года текста соглашения, которое позволит Объединенным Арабским Эмиратам закупать F-35, не вступая в конфликт с Израилем. Одна из рассматриваемых идей заключается в том, чтобы сделать самолеты военно-воздушных сил Объединенных Арабских Эмиратов более заметными для израильских радиолокационных станций.

Как ранее писала «Газета.Ru», в сентябре президент США Дональд Трамп обсуждал с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху продажу истребителей F-35 Объединенным Арабским Эмиратам. Вашингтон обещал помогать Тель-Авиву сохранять качественное военно-техническое преимущество в регионе, но израильскую сторону все же беспокоила такая сделка.

При этом в экспертном сообществе есть мнение, что опасения Израиля по поводу возможной сделки между Вашингтоном и Абу-Даби несколько преувеличены.

«К примеру, истребитель F-16 находится на вооружении ВВС Израиля и ВВС Иордании. Но если иорданский пилот захочет обстрелять израильскую машину, то этого не произойдет из-за особенностей программного обеспечения, заложенного американским производителем в истребитель F-16. Еще более, можно сказать, в логарифмической прогрессии эти моменты усилены как в бортовом радиоэлектронном оборудовании истребителя F-35, так и в его наземной части, которые в полном объеме контролируется американской стороной», — считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Говоря о тактико-технических характеристиках истребителя 5-го поколения F-35, надо обязательно рассказывать и о системе ALIS (Autonomics Logistics and Information System).

Она является первой в мире системой централизованного ежедневного контроля за техническим состоянием самолетов F-35 в режиме реального времени. В истребителях предыдущих поколений эти функции ежедневно выполняли несколько разных систем.

В настоящее время существует только один глобальный центр — Автономный логистико-операционный объект (Autonomic Logistics Operating Unit, ALOU), — где формируется номенклатура запасных частей и их распределение по мере необходимости для операторов F-35. Все серверы ALIS подключены друг к другу через шифрованные наземные или спутниковые системы.

«Система ALIS позволяет контролировать каждый F-35, всех эксплуатантов, вне зависимости от региона, где находится машина, и при необходимости ограничивать самолету спектр выполняемых боевых задач.

Это раньше США могли сказать любому покупателю своего оружия — «вы ракеты у нас купили, но пусть пока они полежат на нашей территории». Сейчас в этом необходимости нет. Если потребуется — США ограничат своего союзника (возможного покупателя и эксплуатанта F-35) с помощью нажатия одной кнопки системы ALIS», — рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в российском авиапроме.

Помимо всего прочего, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов обратил внимание и на такой момент. В феврале 2017 года было объявлено, что Россия совместно с Объединенными Арабскими Эмиратами займется разработкой легкого истребителя 5-го поколения, о чем на выставке IDEX 2017 говорил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

На этой же выставке глава ОАК Юрий Слюсарь сообщил подробности об этих планах. «Совместная разработка легкого истребителя пятого поколения с ОАЭ находится на начальном этапе. Мы сейчас готовим наши предложения эмиратской стороне. Считаем, что машина будет удачная. Готовы презентовать нашим коллегам наши разработки», — рассказал он.

По словам Слюсаря, озвученным в феврале 2017 года на IDEX 2017, «с российской стороны в проекте будет принимать участие Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) как головная организация, а также «Сухой» со своими наработками по истребителю 5-го поколения и РСК «МиГ» с наработками по однодвигательным самолетам».

В то же время, как сообщил на IDEX 2017 глава «Ростеха» Сергей Чемезов, легкий истребитель 5-го поколения будет создаваться на базе МиГ-29.

С тех пор новостей о российско-эмиратском проекте истребителя 5-го поколения в открытом доступе практически не появлялось. И в какой точке сейчас находится этот замысел — непонятно.

«Однако есть достаточные основания полагать, что если продажа истребителей 5-го поколения F-35 Объединенным Арабским Эмиратам будет реализована, то дальнейшее продвижение проекта по легкому истребителю 5-го поколения России совместно с ОАЭ будет, мягко говоря, под большим вопросом», — считает Руслан Пухов.

Как ранее писала «Газета.Ru», что касается дороговизны самолета 5-го поколения, о чем обязательно при любом удобном случае напоминают критики программы F-35, то, согласно не так давно подписанным контрактам, цена одного истребителя F-35 упала уже до $78 млн за единицу.

Последние поставки самолетов 5-го поколения ВВС (ВМС) США и инозаказчикам включают 114 самолетов F-35: 48 F-35A для ВВС США, 20 F-35B для Корпуса морской пехоты США, 9 F-35C для ВМС США, 12 F-35A для ВВС Норвегии, 15 F-35A для ВВС Австралии, 8 F-35A и 2 F-35B для ВВС Италии.

«Благодаря хорошо продуманным стратегиям закупок, отличному взаимодействию между правительством и промышленностью, неустанному вниманию к качеству комплектующих и снижению производственных затрат удалось существенно сократить расходы на закупку F-35 до уровня, равного или меньшего, чем у устаревающих самолетов 4-го поколения», — заявил вице-президент и генеральный менеджер программы F-35 компании Lockheed Martin Грег Ульмер.