Пенсионный советник
онлайн-табло
Вчера
Сегодня
Завтра
Развернуть
Единая лига ВТБ
Шахматы / Матч за шахматную корону. Третья партия
Шахматы / Матч за шахматную корону

Формула сокращенного выживания

Влияние финансовго кризиса на спорт

Polka Dot / East News

«Формула-1» вынуждена снижать затраты на проведение чемпионата, клубы НХЛ считают, что поступления от продажи прав на телетрансляции и сезонных абонементов не сократятся, английские команды угощают болельщиков пивом на стадионах, а российские футболисты уверяют, что их команды крепко стоят на ногах.

Финансовый кризис, сотрясающий мировую экономику уже не первый месяц, отразился на спорте. Почти все международные и национальные спортивные ассоциации, да и спортивные клубы, черпают свое финансовое благополучие из двух основных источников. Первым из них являются деньги спонсоров. Вторым — всевозможные поступления от продажи авторских прав и продукции с зарегистрированными товарными знаками. Существуют и иные, менее значительные способы получения денег, но они, как правило, не имеют большого веса при формировании бюджетов.

Реклама

Первое время на фоне новостей о панике на биржах и банкротствах транснациональных корпораций и банков в спорте, как в одной из основных отраслей мировой экономики, все было относительно спокойно. Происходило это потому, что тратились ранее полученные деньги, да и крупные турниры и соревнования отвлекали внимание от тревожной действительности. Но долго так продолжаться не могло. К тому же настало время составлять бюджеты на следующий, 2009 год. И вот тут-то настало время для раздумий.

О том, насколько серьезной может оказаться ситуация, показывают трудности, испытываемые чемпионатом мира по «Формуле-1» и НХЛ.

Первым серьезным звонком о надвигающихся трудностях для мира больших гонок стало известие о том, что Французская федерация автоспорта решила не проводить в 2009 году Гран-при Франции на трассе в Маньи-Куре. Такое решение было принято из-за неспособности хозяев финансово поддерживать этот этап мирового чемпионата. В этом же самом сообщении говорилось о возможности перенесения гонки в парижский Диснейленд.

После такого решения одного из своих подразделений серьезно задумалось уже все руководство чемпионата «Формулы-1».

Осознавая всю серьезность проблемы, 21 октября на встрече с руководителями команд было достигнуто соглашение о значительном снижении затрат на организацию гонок в 2009 и 2010 годах.

Встреча происходила в Женеве. Президент FIA Макс Мосли — с одной стороны, Лука де Монтедземоло и Джон Хауэтт — с другой, подписали документ, который должен послужить отправной точкой для дальнейших перемен.

Как предполагается, этот план содержит четыре основных пункта, направленных на снижение затрат команд на техническое обслуживание своих болидов. Не секрет, что машины «Формулы-1» являются одними из самых высокотехнологичных механизмов на Земле и по своей сложности вполне сопоставимы с космическими челноками.

Анонимный представитель команд заявил журналистам: «Это историческая встреча, команды впервые были столь единодушны в обсуждении вопросов, касающихся будущего нашего спорта».

Единодушию, несомненно, помогла новость о том, что Королевский Шотландский Банк (спонсор команды «Уильямс») и голландский банк ING (главный спонсор команды «Рено») испытывают серьезные финансовые трудности. Настолько серьезные, что им вынуждены оказывать помощь правительства Великобритании и Нидерландов. В таких случаях одним из первых, что может подлежать сокращению, будут как раз затраты на такие проекты, как финансирование «конюшен» «Формулы-1».

Одним из возможных вариантов дальнейшего существования чемпионата может стать его постепенное перемещение в страны, богатые нефтяными и прочими природными запасами.

А, следовательно, застрахованных от негативных последствий финансовых катаклизмов. Таких, например, как Бахрейн.

Как известно, Гран-при Бахрейна проводится с 2004 года. И вот на днях титульный спонсор, авиакомпания Gulf Air, и организаторы гонки продлили договор о сотрудничестве сроком на пять лет.

Обратил внимание на этот факт сам владелец маркетинговых прав турнира Берни Экклстоун. «Мы рады, что Gulf Air продлил контракт на спонсирование Gulf Air Bahrain Grand Prix. Гонка в Бахрейне — одна из ключевых в сезоне, и я надеюсь, что это ещё раз будет подтверждено в апреле следующего года», — заявил Экклстоун f1news.

Будет ли производиться сокращение этапов чемпионата, которых в настоящее время насчитывается 18, или будут приниматься другие решения по снижению затрат, станет известно в ближайшее время, если предпринимаемые национальными правительствами меры не принесут ожидаемого результата по преодолению финансового кризиса.

Не обойдут стороной потрясения мировой экономики и НХЛ. Пока владельцы клубов оптимистично уверяют, что у них все в порядке. Как говорил недавно владелец «Вашингтон Кэпиталз» Тед Леонсис, абонементы в VIP-ложи и на обычные места распроданы, а контракты на телевизионный показ игр его команды заключены на продолжительный срок. Казалось бы, чего бояться? Но это сейчас, пока в кассе и на счету еще остаются деньги от последних траншей по этим самым договорам и от проданных на текущий сезон абонементов.

А ведь клубы, в свою очередь, связаны долгосрочными обязательствами со своими игроками. Так, например, в том же самом «Вашингтон Кэпиталз» играет самый дорогой хоккеист современности россиянин Александр Овечкин, которому Тед Леонсис должен будет выплатить за 13 ближайших лет $124 млн. И если из-за финансовых трудностей телекомпании будут вынуждены пойти на пересмотр своих договоров, а болельщики, потерявшие работу вследствие массовых увольнений, не смогут купить абонементы на следующий сезон, то столичному клубу придется нелегко.

В таком случае «Кэпиталз» сможет поступить с Овечкиным, как «Нью-Йорк Айлендерс» с Алексеем Яшиным.

Напомним, что летом 2007 года хоккеист получил от клуба $17,63, что составляло 2/3 от причитавшихся ему $24,45 млн за четыре сезона. Но «островитяне» посчитали», что дешевле будет контракт разорвать.

Впрочем, решать проблему финансирования можно не только за счет сохранения издержек. Так, например, футбольный английский клуб «Болтон» решил заманивать болельщиков на свои домашние игры бесплатным пивом. К такой акции руководство команды было вынуждено прибегнуть во время матча восьмого тура с «Блэкберном» 18 октября. А все из-за того, что количество зрителей, приходящих на «Рибок Стэдиум» за последнее время сократилось на 11%. Что в условиях финансового кризиса является совершенно недопустимым.

Скорее всего, не смогут избежать некоторых финансовых проблем и российские футбольные, хоккейные и прочие команды. Особенно те из них, чей бюджет во многом зависит от денег промышленных предприятий-гигантов и газово-нефтяных корпораций.

Вы спросите, откуда такая уверенность? Все очень просто. При сокращении мирового производства падают цены на нефть, потерявшие работу люди меньше покупают машин и других товаров народного потребления, предприятия вынуждены оптимизировать издержки, сокращая второстепенные и непрофильные затраты. Да и на рекламу, поступления от которой составляют значительную часть доходов телевизионных компаний, тратится меньше денег. Вряд ли в такой ситуации финансирование спорта удастся сохранить на прежнем уровне.

Пока же сами спортсмены уверяют, что все в порядке.

Так вратарь пермского «Амкара» Сергей Нарубин после поединка с ЦСКА 19 октября заявил в интервью «Газете.Ru»: «Никакого страха нет. Мы работаем, живем сегодняшним днем. Есть игра --мы к ней готовимся. Все деньги получаем вовремя. У нас хорошее руководство, которое никаких поводов для сомнений нам не дает. Никто ни о чем не говорит. Мы твердо стоим на ногах».

Хотелось бы верить, что это действительно так.