Исследователи из китайского госпиталя Shandong Jiaotong Hospital при поддержке Калифорнийского университета в Дэйвисе и Стэнфордского университета разработали и провели I и II фазы клинического исследования трансплантации стволовых клеток пуповинной крови и мезенхимальных стволовых клеток из пупочного канатика в лечении детей с диагнозом «аутизм», передает пресс-служба Института стволовых клеток человека (ИСКЧ) .
В исследование было включено 37 детей-аутистов в возрасте от 3 до 12 лет, получавших стандартную реабилитационную терапию. Детей разделили на 3 группы: первой группе из 14 пациентов проводили трансплантацию стволовых клеток пуповинной крови (СКПК), второй группе из 9 пациентов проводили трансплантацию СКПК и мезенхимальных стволовых клеток пупочного канатика (МСКПК), третья группа из 14 пациентов являлась контрольной, в ней трансплантации не проводились.
Клетки пуповинной крови и пупочного канатика получали в лаборатории из донорского материала, полученного с согласия рожениц. Трансплантации клеток проводились четырехкратно: внутривенно и в спинномозговую жидкость. Наблюдение за пациентами и оценка их состояния велись на протяжении полугода после трансплантации клеток.
Полученные результаты продемонстрировали безопасность трансплантаций: не наблюдалось никаких осложнений и тяжелых побочных эффектов. Эффект от лечения отслеживали методом балльной оценки по специальным психологическим тестам (отношение к людям, эмоциональные реакции, коммуникативность, реакции на визуальные образы и пр.). Процент пациентов, у которых эффект характеризовался как «очень сильное улучшение» и «значительное улучшение», в группе пациентов, получавших трансплантацию СКПК+МСКПК, составил 88,89%, а в группе пациентов, получавших трансплантацию СКПК, — около 50%. Данные существенно отличались от контрольной группы, в которой процент пациентов с улучшениями состояния составил всего 7,69%.
Исследователи заключили, что по сравнению с контрольной группой как объективные, так и субъективные функциональные улучшения наблюдались в области визуальных, эмоциональных и интеллектуальных реакций, адаптации к изменениям, страха или нервозности, невербальной коммуникации и уровня активности, а также в степени социальной изоляции, стереотипного поведения, гиперактивности.