Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Драконов много не бывает

Завершился седьмой сезон «Игры престолов»

Кадр из сериала «Игра престолов» (2017) HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» (2017)

Родословная Джона Сноу, драконы Дейенерис Таргариен, Железный трон Серсеи Ланнистер и Белые ходоки как символ надвигающейся зимы — чем закончился седьмой сезон сериала «Игра престолов» и чего ждать от восьмого. Внимание, возможны спойлеры!

Серсея (Лина Хиди), Дейенерис (Эмилия Кларк) и Джон Сноу (Кит Харингтон) наконец-то встретились: последняя серия седьмого сезона «Игры престолов» начинается аудиенцией на развалинах Драконьих Ям — места, где слабеющие Таргариены в стародавние времена растили своих слабеющих питомцев-драконов. Сейчас на это место приходит сдаваться Серсея: когда Дейенерис является на встречу верхом на драконе, нынешняя хозяйка Железного трона выглядит почти напуганной. Перемирия и союза не получается, но Джейме (Николай Костер-Вальдау) включает режим честного рыцаря и один отправляется на войну, бросив сестру.

Реклама

В конце серии тем зрителям, что успели запутаться в родословной Джона Сноу, наконец-то объясняют все на пальцах.

Джон — не бастард, а сын Рейгара Таргариена и Лианны Старк. То есть Джон — законный наследник престола, самый настоящий король из всех королей Вестероса (и да, Дейенерис приходится ему тетей). Но так как Таргариены всегда заключали браки только с другими Таргариенами, это даже плюс. Так что то, чего фанаты ждали семь сезонов, наконец случается. А в окрестностях Королевской гавани темнеют небеса и срывается снег — похоже, зима не просто близко, а уже пришла. Армия мертвецов стоит прямо под стеной, и их — тьма тьмущая. Король ночи прилетает на воскрешенном из мертвых драконе — и его пламенем рушит стену. Ходоки начинают поход на юг, готовые сметать все на своем пути.

HBO

Конец седьмого сезона сериала HBO «Игра престолов» был предсказуем до последней мелочи — разве что кроме разлада между Серсеей и Джейме.

Но это нисколько не делает сериал хуже — наоборот, весь прошедший сезон можно считать достойной кульминацией всему, что долго тянулось, перемалывалось и нагнеталось в шести предыдущих. Весь сезон — умелая рокировка сценаристов: за семь серий шахматные фигурки с лицами Серсеи, Джона и Дейенерис переместились ровно в то положение, из которого будет удобно открывать восьмой, финальный сезон, чтобы достойно завершить затянувшуюся на долгие восемь лет интригу «Игры престолов». Седьмой же сезон и все его красочные моменты — вроде того, в котором Дейенерис на одном драконе в компании дотракийцев разбивает войско Серсеи, — были сделаны только для отвода глаз и большой роли не играли. Финал сезона сконцентрирован на главных героях с такой силой, что о том, что происходило в сериале раньше, никто не вспоминает.

И главный вопрос в связи с этим — будет ли так продолжаться в следующем сезоне, продолжит ли мир Вестероса вращаться вокруг Джона Сноу?

Подобная «джоноцентричность» рациональна, если смотреть на предшествующие эпизоды «Игры» как на масштабную подготовку к большой битве с Белыми ходоками, но немного раздражает, если учесть, что в предыдущих сезонах судьбам других героев было отведено куда больше внимания.

HBO

Но сезон завершен, да здравствует сезон.

Сейчас, в принципе, понятно, что основным лейтмотивом восьмого сезона будет война с Белыми ходоками. Правда, до сих пор неясно, являются ли эти создания — по замыслу автора «Песни льда и пламени» Джорджа Р.Р. Мартина — абсолютным злом, каким, например, были орки во «Властелине колец». А если являются, то как победить их с не столь многочисленной армией и всего двумя драконами? И действительно ли Король ночи хочет всех убить? Ледяным монстром его сделало проклятие Детей Леса — и нет никакой гарантии, что во вселенной «Игры престолов» такие проклятия нельзя отменить, а сами Дети Леса не могут возникнуть из ниоткуда, чтобы поставить разбушевавшегося Короля Ночи на место.

Есть большой шанс, что финал сериала немного разочарует зрителей и фанатов: былого напряжения, когда любимый герой мог умереть в любой момент, в «Игре престолов» давно уже нет, и прошедший сезон показал это на удивление отчетливо. Кто-то, конечно, погиб — куда же без этого, но, к примеру, Джейме и Джон были на волоске и спаслись по велению «бога из машины» — прием, с помощью которого в художественном мире развязывается любая непонятная и безвыходная ситуация.

Петира «Мизинца» Бейлиша (Эйдан Гиллен) наказали, Теона Грейджоя (Альфи Аллен), который и так слишком много страдал, — пощадили.

HBO

Конечно, значительная часть поклонников «Игры престолов» даже рада тому, что их любимцев перестали внезапно убивать: тех, кто сумел выжить в семи сезонах посреди царящей вокруг мясорубки, хочется наградить за все пережитые невзгоды.

Еще от восьмого сезона (который, кстати, неизвестно еще когда выйдет) следует ожидать развития отношений Джона и Дейенерис — у них хорошие шансы выжить, пожениться, подвинуть Серсею на Железном троне и править Вестеросом мудро и праведно — даже во время зимы. Но такое развитие событий, во-первых, выглядит слишком банальным, а во-вторых, «Игра престолов» — не мелодрама, в которой добро всегда побеждает зло. Семикнижие «Песнь льда и пламени» (на данный момент изданы только пять томов, шестой Мартин пишет с 2011 года) и снятая по ее мотивам «Игра престолов» стали феноменом современного фэнтези вовсе не из-за того, что соответствовали чьим-то ожиданиям. Мир Вестероса со всеми его драконами, магами и ходячими мертвецами достоин интереса именно потому, что он предельно реален. Все его герои, включая не горящую в огне Дейенерис и не тонущего в воде Джона, нравятся публике потому, что они не идеальны — прямо как живые. Подкупает и то, как они страдают: ни один из персонажей сериала не может похвастаться безоблачной и счастливой жизнью, никто из них и не стремится к покою и внутренней гармонии — все мечутся от одного события к другому, и именно в этих метаниях зрителю легко узнать себя.