На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Меня очень раздражает честность»

Интервью с лидером группы «Вежливый отказ» Романом Сусловым

Лидер группы «Вежливый отказ» рассказал «Газете.Ru» о своем грядущем концерте, необходимости обмана, фермерском хозяйстве и попытках отгородиться от государства.

Московская группа «Вежливый отказ» уже на протяжении 30 лет умудряется не вписываться ни в какие рамки — и в частности, в каноны пресловутого «русского рока», к которому по месту, времени рождения и составу инструментов ее вроде бы полагается относить. Музыканты на протяжении многих лет смешивают джаз и фолк, играют с формой и содержанием, получая на выходе вполне уникальное черт-те что, которое вроде бы удобнее всего называть джаз-роком. В начале нулевых группа на несколько лет прекратила существование в связи с тем, что лидер — Роман Суслов — погрузился в дела основанного коннозаводческого хозяйства. В 2006-м состоялся юбилейный концерт-воссоединение, после которого начался новый этап в жизни группы. В последние годы «Вежливый отказ» вышел на очередной виток — уже долгое время на концертах обкатывается совершенно новая программа «Военные куплеты», которую пока можно услышать только живьем — запись не планируется. Концерт 31 марта в клубе Yotaspace — очередной эксцентричный жест музыкантов, которые решили отметить большим выступление 31-летие. В преддверии выступления «Газета.Ru» побеседовала с Романом Сусловым о том, что все это значит.

— Дата не круглая, почему решили приурочить к ней большой концерт?

— Мы решили сделать такую историю с отмечанием дней рождения, каждый год. Как бы вопреки обычным представлениям о том, что в таком возрасте дни рождения не отмечают. С одной стороны, это повод пригласить людей послушать музыку, а с другой — способ себя дисциплинировать регулярными отчетными концертами в конце сезона. В основном сыграем песни, скажем так, последних лет. Ретроспективных вещей довольно мало, а если они и есть, то это те песни, которые мы реже всего играем. Кроме того, будет пара совсем новых композиций, которые мы еще никому не показывали.

— Можете что-то о них рассказать?

— Это опять такие, скажем, опыты. Я продолжаю задаваться вопросом, насколько можно деструктурировать текст и мелодию, насколько можно сделать ее парадоксальной, диссонирующей и вообще — когда прекратится ее жизнеспособность. Когда мелодия и текст перестанут восприниматься как некое явление, объект, сделанная вещь. У меня есть убеждение, что любое музыкальное высказывание, если оно выполнено искусно (не буду говорить «профессионально»), — если все музыканты играют так, как это написано, — является объектом искусства. И вот я пытаюсь это доказать. Сам себе (смеется). Мы берем какие-то совершенно избитые музыкальные формы, на них кладется банальный текст с какой-то тривиальной идейкой, и мы стараемся исполнить это складно.

— Я не совсем понял. Вы говорите о деструктуризации мелодии, но при этом работаете с готовыми штампами. Что имеется в виду?

— Ну, эта деструктуризация — в деталях. Если я говорю о штампах, то речь идет о том, что я использую куплет-припевную песенную форму с сольным куском какого-то инструмента. Это штамп. Кроме того, используется какая-то штампованная гармония. Но внутри этого развиваются парадоксальные и нелепые темы.

— А почему концертов вообще стало больше? От концерта во МХАТе десять лет назад, который вы играли в честь юбилея группы, было ощущение, что вам это не очень интересно. Сейчас все иначе?

— Да посвободнее все стало. Отношение к музыке стало свободнее — причем сама она совсем не стала проще, даже наоборот. У меня в какой-то момент просто возникла эта идея коллажирования музыкальных форм, которые не связаны между собой ни гармонически, ни ритмически. По сути, мы вживую воспроизводим то, что в диджействе делается одной кнопкой. Я таким образом пытаюсь подобрать комфортную для себя форму музыкального изречения. В разных жанрах мне близки какие-то элементы. Например, в рэпе мне интересны построение, артикуляция, текстовые формы, мелодические вставки. Но мне они кажутся недостаточно изощренными и, скажем так, язвительными. Там все по-честному, а меня везде очень раздражает честность. Мне необходим элемент обмана, это мое нутро, я иначе не могу. Мне нужно, чтобы было не «так», а «как бы так», это я и пытаюсь сделать.

— Почему этот обман так для вас важен?

— Это не то чтобы что-то ментальное или рациональное, скорее интуитивное. Мне видится, что так должно быть. Я иду от своего мироощущения. Мне важно, чтобы везде был вопрос «правда ли это?», сомнение, а не утверждение. В этом, по-моему, особенность музыки «Вежливого отказа».

— Последние несколько лет вы выступали с программой «Военные куплеты». В каком она сейчас состоянии?

— В ближайшем концерте будет много вещей оттуда. Более того, одна из новых песен, я думаю, завершит формирование этой программы, придаст ей цельный вид. Записывать я ее пока не собираюсь, пускай болтается по нашим музыкантам. Я всегда стараюсь обкатать песни на концертах, прежде чем записывать. Мне кажется, что там не хватает каких-то словесных форм, они пока у меня вызревают.

— Вы же в какой-то момент говорили, что вообще хотите отказаться от слов в песнях, заменив их отдельными фонемами.

— Да, мне кажется, это сильно упрощает дело. Когда ты просто пропеваешь себе под нос отдельные фонемы, они лучше и качественнее ложатся на музыку, чем любой текст. Встроить текст в существующее музыкальное пространство очень сложно, для меня то, что я делаю, — бегство, поиск простого решения.

— То есть вы не можете ответить на вопрос, что всем этим хотите сказать?

— Да нет, это такие маневры. Ни в коем случае не что-то выстраданное, выношенное, нет. Если я попадаю в какие-то нужные нервические точки, то чувствую себя очень хорошо. Это способ внутренней гармонизации, лечения от неврозов и недугов, которые накапливаются волей-неволей.

— Я про содержание спросил из-за того, что в какой-то момент в сети появились записи одной из новых песен «Мы победим», которую многие сочли чуть ли не гражданским высказыванием.

— Ха-ха. Ну, эта вещь достаточно лукава, чтобы в итоге не оказаться ни в каком лагере. У меня всегда было желание посидеть на двух стульях. А то и на трех.

— Расскажите, что у вас сейчас происходит помимо музыки? Ваш основной источник дохода по-прежнему фермерство?

— Ну да, семья, ферма, дети, лошади. В основном мы занимаемся прокатом лошадей. Люди приезжают, ездят верхом, останавливаются у нас на несколько дней.

— Вы ведь уехали в деревню не из мистических соображений, а для того, чтобы «не иметь ничего общего с государством». Получается?

— Абсолютно — нет, конечно, но я стараюсь всячески уменьшить контакты с государством. Они, разумеется, возникают — я все-таки уехал из страны только виртуально. Но я всячески стараюсь отъехать подальше.

— Вы не хотите иметь ничего общего именно с российским государством или вообще ни с каким?

— Ни с каким, да. Государство — это форма насилия над личностью, с этим ничего не поделаешь… Убежать нельзя, но можно подвинуться. Я поэтому и не меняю страны, хотя жена постоянно предлагает переехать куда-то, где лучше заниматься лошадьми. Там лучше, это факт. Но это как в том анекдоте про кротов: «Сынок, здесь наша родина». Мне противно большинство нашего народа, тошно слышать все, что говорят отовсюду, но только здесь есть что-то, что составляет эту самую любовь к родине. Климат, конечно, паршивый, но я там знаю каждую веточку, каждую травиночку — все приятно глазу.

— Со стороны ваша биография по-прежнему производит странное впечатление. Вы же были и остаетесь московским рафинированным интеллигентом, музыкантом и при этом в свободное от сочинения авангардной музыки время работаете, что называется, на земле, не жалея рук…

— Ну, мне кажется, это такое представление, сфабрикованное по незнанию объекта. Если копаться в этом более детально, то и не рафинированный интеллигент, и не авангардная музыка… Если полезть туда поглубже, то там много какой-то землистой натуры. Образование у меня инженерное, я с детства много чего умел делать руками, и встроиться в индустриально-крестьянскую действительность мне было довольно легко. Разве что физически приходилось поначалу тяжеловато — болели мышцы, вставать приходилось очень рано.

Но какая-то исполнительность, обучаемость, привычка к «деланию уроков» мне всегда были присущи.

Я сам ходил в школу, сам делал домашнее задание, тянул руку на уроках, чтобы ответить первым — мне это доставляло удовольствие. В деревенской жизни я тоже с легкостью принял то, что мне давалось в качестве «уроков». Я быстро начал делать то же, что и остальные деревенские, и не высовываться. Сейчас я уже меньше сам что-то делаю — только когда надо подменить моего наемного работника. Он у меня один — я в основном со всем справляюсь сам. Я же сам дом построил своими руками. И не один дом, кстати. Кроме домика, который я построил для нас с женой, я сделал такое большое строение — на первом этаже конюшня, на втором гостиница. Сейчас, правда, поскольку наша семья внезапно разрослась до четырех человек, нам самим пришлось переехать в эту гостиницу — занимаем потенциально сдаваемую площадь (смеется).

— Вы чувствуете, что в ваших песнях становится больше этой землистости? Музыка как-то меняется в соответствии с образом жизни?

— Так природность всегда там была. Просто раньше эта музыка была неумело сыграна. Сейчас проблема решена, так что все встало на свои места. Меняется скорее отношение к музыке, а не она сама. Мне кажется, что исполняемый мной мелодико-гармонический ряд всегда был одним и тем же — просто он варьируется в аранжировках. Мне бы, может, и хотелось сделать что-то иное, но похоже, что я не в силах (смеется). Есть какие-то тонкие мотивы, которые составляют мою сущность. Все попытки как-то от них отойти выглядят надуманными, холодными, холостыми, немузыкальными… Все, что я сейчас сказал, противоречит тому, что я говорил вначале, но так бывает.

Новости и материалы
Зеленский не знаком с поправками к мирному плану из-за страха прослушки
В Геленджике и Новороссийске прозвучали сирены
В США оценили план НАТО OPLAN DEU по войне с Россией
Жителей российского города предупредили о возможных проблемах с мобильным интернетом
В США нашли следы древних собак, переживших мощное извержение вулкана
КДК РФС рассмотрит расистский скандал в матче «Краснодар» — ЦСКА
В Европе «вскипели от злости» из-за новой стратегии нацбезопасности США
Названа страна, в которой Европа ищет опору на фоне успехов ВС России
Страны Африки отправили войска в Бенин после попытки переворота
Сотрудница московского спа-салона родила недоношенного ребенка на рабочем месте
В Подмосковье суд арестовал иностранцев по делу о подготовке теракта
Во Франции выступили против изъятия активов РФ из частных банков
Женщине грозит 50 лет тюрьмы за кражу шести бутылок вина во время отпуска
Эвакуированы еще четыре члена экипажа танкера, терпящего бедствие у берегов Болгарии
Водянова призналась, что у нее было тяжелое детство: «Я очень уставала»
Евгений Стеблов рассказал о своем состоянии после операции
Американка держала приемную дочь-инвалида в собачьей будке, пока сосед не спас ее
Орбан заявил, что Евросоюз планирует начать войну с Россией в 2030 году
Все новости