Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Сотрудничество с государством — факт нейтральный»

В галерее Artplay открывается выставка «Феминистский карандаш — 2»

Художница Виктория Ломаско и искусствовед Надя Плунгян рассказали «Газете.Ru» о выставке «Феминистский карандаш — 2», открывающейся в рамках параллельной программы Московской биеннале современного искусства.

В галерее Artplay в рамках фестиваля «МедиаУдар» открывается выставка «Феминистский карандаш — 2». В экспозиции будет представлен весь спектр графических жанров: комиксы, городские трафареты, плакаты, стикеры, рисованные истории. Их сюжеты будут связаны с правами женщин и другими темами, находящимися в фокусе внимания феминистского движения: домашнее насилие, материнство, семейные иерархии, инвалидность, бедность, дискриминация, жизнь мигранток. Кураторы выставки искусствовед Надя Плунгян и художница Виктория Ломаско рассказали «Газете.Ru» о различии в подходах художников и художниц, влиянии дела Pussy Riot на дискуссию о положении женщин за решеткой и отношениях социально ориентированных художников к зрителю и заказчику.

— Почему вы стали заниматься темой феминистского искусства?

Надя Плунгян: Я пришла к этому из своих профессиональных интересов как искусствовед, потому что меня интересовала графика 30-х годов, я занималась «Группой 13», быстрым рисунком. Как известно, в середине 1930-х социально ориентированные сюжеты стали выпадать, исчезать из публичного поля. Конечно, это было не добровольной ситуацией, а осознанной государственной политикой: документальная графика и социально ориентированные сюжеты уступили место официальному или ретроспективно-иллюстративному рисунку. Во многом это положение дел сохраняется и в современном искусстве. Мне нравился активизм Вики в этом отношении, она очень старалась развивать именно социальную графику, и я считала, что присутствие феминистской оптики логично.

— Феминистский проект автоматически означает только участие женщин?

Виктория Ломаско: Когда я стала анализировать графические работы разных современных авторов, то поняла, что работы художниц складываются вместе очень хорошо, а работы художников выглядят не такими приближенными к изображенным темам — они как будто откуда-то сверху парят и рассказывают про разные бедные, угнетенные группы. Надя тоже предложила для этой выставки своих знакомых художниц, и мы увидели, что все вместе это гармонично соединяется, получается само собой цельное и важное событие.

— На идею выставки с женской повесткой как-то повлияло «дело Pussy Riot»?

В.Л: Вообще я не вижу прямой связи (между выставкой и «делом Pussy Riot». — «Газета.Ru»), но заметна тенденция, что все больше женщин не хотят мириться с той ролью, которую им отводит общество, — помощниц, матерей, жен. У нас на первой выставке (первый «Феминистский карандаш» был организован в 2011 году. — «Газета.Ru») была одна работа про Pussy Riot Полины Петрушиной, художницы из Франции. Я думаю, что обязательно найдутся люди, которые возьмутся за эту тему, но есть очень много других тем, на которые авторы находятся с трудом, и меня интересуют именно они.

Н.П: У меня позиция своя по этой теме. Я считала, что шум вокруг Pussy Riot имеет очень своеобразный политический характер. На тот момент меня это очень занимало: мне казалось, что во всем, что говорят о Pussy Riot, именно феминистская проблематика занимала последнее место, очень странно было устроено информационное поле. Но, с другой стороны, и само высказывание Pussy Riot было скорее общелиберальным, чем феминистским для меня тогда. Мы, конечно, не могли обойти тему Pussy Riot и включили проект, посвященный им, в первую выставку. Это был живой, нарисованный фломастерами комикс о том, как все с ними происходило.

Сейчас, если думать о Pussy Riot, мне кажется очень логичным, что информационное поле вокруг них вернулось именно к тем темам, которыми мы занимались вначале, — к социальным проблемам жизни в тюрьме, к тому, как живут женщины в тюрьме, к конкретике социального исключения. Весь резонанс поменялся: уже кажется, что митинги в защиту Pussy Riot посвящены не конкретным медийным фигурам, а именно проблеме выживания в тяжелых для женщин условиях. Может быть, это еще не до конца видно, но в ближайшие несколько месяцев так будет, на мой взгляд.

— У современного российского искусства и феминизма есть что-то общее?

Н.П.: Я давно слежу за социально ориентированными попытками современного искусства. Я помню, как меня очень интересовали в 90-х — начале нулевых стратегии, которые проводила арт-группа «Синие носы». Они составили себе очень большую славу путем использования медийных штампов: надевали маски знаменитостей — Бен Ладен, Ленин, Мерилин Монро. И вот они устраивали пляски в полуголом виде в этих масках. У меня до сих пор сохранилось впечатление, что для них вся социальная реальность умещается в телевизор и критический анализ реальности сводится к пропагандистскому штампу.

Это, конечно, очень во многом наследие советского официального искусства. Колоссальное внимание к медийным образам при абсолютном презрении к тому, как живут реальные люди, невозможность реальным людям, непрестижным людям выйти в пространство галереи и сделать свое высказывание, это было просто на виду в 90-е. Как и экзотизм, колониальный взгляд на бедность, отношение высокомерного «рассматривания» к людям, которые мало чем отличались по материальному и социальному положению от самих художников.

Для чего это отстранение было нужно? Для того чтобы продать эти работы, чтобы присоединиться к заказчику хотя бы как-то внутренне. Заказчик этот, естественно, совсем другого класса. Зависимость галерей от этих денежных средств в итоге привела к очень своеобразной социальной оптике, которую мне всегда хотелось поставить под вопрос.

— Считаете ли вы возможным сотрудничество с государством в этой области?

Н.П.: Я считаю, что государство должно заниматься социальными проблемами. Любое освещение этих проблем, любая образовательная продукция связанная с этим, любая просветительская деятельность, направленная на толерантность к разным исключенным социальным группам, является задачей государства. И я бы хотела работать на государство, если государство предложит мне такую работу. В этом смысле я отделяю себя от разных политических движений. Я являюсь феминисткой, я защищаю права обычных женщин, которые работают в библиотеках, в школах. Я считаю, что сотрудничество с государством само по себе нейтральный факт. Оно у меня не вызывает никакого ужаса. Просто хочу, чтобы государство занималось такими вещами. Моя задача — легитимировать и популяризировать в России нормальный гражданский дискурс в искусстве.

Новости и материалы
Польские таможенники заблокировали на границе автомобили для ВСУ
На Кубани рассказали о повреждениях после ночного налета украинских БПЛА
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
Все новости