Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Поправки к свободе совести

Молох Росрегистрации заменяется на скальпель Минюста

Минюст укрепляет «железный занавес» и последовательно вводит презумпцию виновности в общественно-политическую сферу.

Первые шаги Министерства юстиции в сфере контроля за общественными и религиозными объединениями определяют новый стиль: осторожно, непублично, не торопясь, соблюдать баланс между преемственностью политики в отношении общественников и убеждением общественности в ограниченной либерализации. Судя по такому началу,

будет не послабление, а большая избирательность в применении инструментов принуждения. Молох Росрегистрации сменится скальпелем Минюста.

Важно уже сейчас понимать, над кем он зависнет.

Приняв в сентябре 2008 года полномочия по контролю над неправительственными организациями, включая политические партии, правозащитников и религиозные объединения, министр юстиции Александр Коновалов сразу сформулировал первый критерий их легитимности. Он назвал на 100% незаконными маргиналов общественной деятельности и пообещал их искоренять.

Первым громким делом Минюста было вывешивание в сентябре прошлого года на официальном сайте списка «приговоренных к ликвидации» религиозных организаций, иски о закрытии которых были направлены в суды. Истинная цель опубликования перечня – предоставить возможность ответчикам оперативно сдать недостающие сведения и тем самым спастись от исключения из реестра юрлиц. Однако запуганная трехлетним бюрократическим прессингом общественность усмотрела в этом акте нехорошее предзнаменование.

В декабре 2008 года Минюст, как медведь в малинник, влез в междоусобицу кинематографистов и тут же был вовлечен в полную хитросплетений и интриг богемную среду.

В феврале текущего года ведомство пыталось делать хорошую мину при плохой игре, отчитываясь по теме соблюдения прав человека в России в соответствующем Совете ООН (именно Минюст назначен ответственным за все шишки, получаемые Россией от ООН и от Совета Европы, включая судебный орган последнего — Европейский суд по правам человека). Национальный доклад о правах человека оказался сообщением ни о чем, что немудрено, учитывая отсутствие государственной реакции на любое происшествие в этой сфере в течение последних десяти лет. И здесь первый минюстовский блин оказался комом. Тогда же, в феврале,

министр юстиции удивил страну и Европу своими подозрениями в тенденциозности и «непонятности» решений Европейского суда по правам человека, чем вызвал иронию Генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса, который отметил, что решениями Европейского суда недовольны многие государства, однако только Россия называет их несправедливыми.

Очевидно, что тактика саботажа работы Европейского суда по правам человека, выбранная Россией, не оправдала себя. Странным образом у судей сверху оказываются папки с делами об убийствах и исчезновениях мирных граждан в Чечне, пытках в милиции, о деле ЮКОСа, Василия Алексаняна, красноярского бизнесмена Быкова, экс-мэра Томска...

В марте Минюст сделал второй заметный шаг в сторону контроля над религиозными объединениями. Он потребовал от Совета муфтиев России распространить закон о техническом регулировании на проведение религиозных обрядов по забиванию животных и приготовления пищи по канонам ислама. Дескать, халяльную пищу могут делать только сертифицированные в соответствии с законом лица. То есть какой головной убор при этом одевать, какую молитву читать, в какую сторону головой класть тушку, должен решать чиновник, а замминистра юстиции Алексей Величко будет за ним следить. Производителям кошерной и постной продукции тоже стоило бы озадачиться.

На днях стало известно еще об одной многообещающей инициативе федеральных служителей юстиции в религиозной сфере. «Мы намерены внести дополнения в федеральный закон о свободе совести, в первую очередь, дать определение самому понятию миссионерской деятельности, установить условия ее осуществления и ввести административную ответственность за незаконное миссионерство», — заявил директор департамента по делам некоммерческих организаций Минюста Сергей Милушкин на слушаниях в Госдуме. Говоря проще,

чиновники вознамерились ввести презумпцию виновности для всех несогласованных с руководителями «традиционных» российских конфессий священнослужителей, прибывающих в Россию.

То есть запрет на въезд в страну коснется не только запрещенных Верховным судом России международных и иностранных религиозных организаций, не только признанных судами экстремистскими и внесенных в федеральный список, а любых, в том числе вполне себе законных объединений.

В случае принятия закона это будет означать, что получить законную деловую визу для священнослужителей свидетелей Иеговы (организация запрещена в России), адвентистов, евангелистов будет невозможно, ибо они в глазах Русской православной церкви заведомо persona non grata. То же касается и других конфессий.

Например, к российским мусульманам часто приезжают проповедники из-за рубежа. Классический пример «Джамагат Таблиг» — проповедническая организация из Пакистана, ставящая цель «доводить до людей слово Аллаха» по всему миру, которая до сих пор не сталкивалась с какими-либо формальными претензиями со стороны государства. Приезжают в Россию и мусульмане из Саудовской Аравии и других стран. Получается, что

решение приезжать или нет религиозному деятелю в Россию станет принимать руководство официальных конфессий, а не верующие. А они будут ставить во главу угла интересы своих объединений. Ни религиозные учебные заведения, ни общественные организации, ни заинтересованные граждане пригласить к себе богослова из-за рубежа уже не смогут.

Попытки же «проникнуть» в страну, получив туристическую визу, будут жестко караться штрафами и выдворением. Сделать это можно, только доказав, что иностранец «нарушил режим пребывания», то есть не молча по музеям походил, а в семинаре или встрече с аборигенами замечен. Причем желательно поймать его за руку.

Открывается громадное поле деятельности спецслужб по слежке за приезжающими иностранцами с введением фактической презумпции виновности. И сегодня в силу бюрократических препон пригласить иностранца на деловую встречу – задача трудновыполнимая, а инициатива Минюста заметно укрепит тихонечко возрождаемый в стране «железный занавес». Первая такая «нежелательная ласточка» — приморский главный раввин Исроэль Зильберштейн уже выдворен из России и улетел домой в США.

Ведомство Александра Коновалова, пользуясь корпоративными интересами наиболее крупных религиозных организаций страны и эксплуатируя стереотипы россиян, часто ставящих знак равенства между исламом и новыми для России христианскими течениями, с одной стороны, и террористами и тоталитарными сектами, с другой, грозит нанести удар по конституционному праву россиян на свободу вероисповедания.

Новости и материалы
Финансист объяснил колебания курса рубля 29 марта
Сенатор: Армения наступает на те же «грабли», что и Украина
На Кубани супруги перевели аферистам 120 млн рублей
Президент Болгарии призвал не допустить расширения украинского конфликта
Захарова высказалась об участии России в конференции по Украине
Следственные действия в квартире, где проживали террористы из «Крокуса», завершены
Прокуратура направила запрос о признании Пугачевой иноагентом
Зерновой союз: Россия на 90% зависит от импортных семян
В Самаре задержали уклонявшихся от военного учета экс-мигрантов
Врач предупредил о рисках для глухих водителей
Россияне будут работать шесть дней подряд в апреле
В Японии предрекли крах Украины в случае продолжения конфликта с Россией
Врач рассказал, как справиться с повышенной тревожностью
Гашек раскритиковал Словакию из-за игры хоккеистов в КХЛ
На Украине через две недели рассмотрят закон о мобилизации
Кирстен Данст назвала убогой сцену поцелуя с Тоби Магуайром в «Человеке-пауке»
Президент Литвы назвал вступление в НАТО «лучшим решением в новейшей истории»
США анонсировали испытание гиперзвукового оружия нынешней весной
Все новости