Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

До Европы трубой подать

Правление Владимира Путина стало вопреки всем политическим заявлениям эпохой европеизации России, ее привязкой — пока в основном экономической — к складывающемуся единому европейскому пространству

2008 год начался для российской внешней политики под знаком Восточной Европы. В январе Россия подписала с Болгарией и Сербией соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой области, которые стали важным шагом к реализации проекта «Южный поток». Этот газопровод обеспечит российским и среднеазиатским газом европейских потребителей в дополнение к ныне существующим магистралям и строящемуся «Северному потоку», который поведет газ по дну Балтики из России в Германию.

Активизация восточноевропейской политики Москвы связана, прежде всего, с созданием этих газовых «клещей», в которые Россия берет Европу.

В число заметных направлений внешней политики России Восточная Европа вернулась после довольно долгого перерыва лишь в последние годы. Далеко не случайно это произошло после «оранжевой революции» на Украине и ряда «газовых войн» России с той же Украиной и Белоруссией. Возникла проблема транзита самого ходового нынче российского товара, возник и интерес к былым союзникам, пополнившим не так давно ряды НАТО и ЕС.

Старт новой политике, судя по всему, был дан во время поездки Владимира Путина в Венгрию и Чехию в 2006 году, в ходе которой основное внимание уделялось именно экономическим вопросам. Путин сделал и некоторые символические жесты, важные для восточноевропейцев, — например, возложил венок к Мемориалу жертвам событий 1956 года, когда советские войска жестоко подавили венгерское национально-освободительное движение. Вскоре после визита Путина премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань начал выступать с весьма дружественными по отношению к России заявлениями. Подоплека этих симпатий прозрачна: «Южный поток» на пути с Балкан в Центральную Европу пройдет через территорию Венгрии.

Довольно скоро стало ясно, что

Москва явно делит восточноевропейские страны на «хорошие» и «плохие».

Если в отношениях с Венгрией, Словакией и отчасти Чехией произошло потепление (не изменившее, впрочем, геополитического выбора этих стран в пользу европейской и евроатлантической интеграции), то, к примеру, с Польшей Россия оставалась на ножах до самого последнего времени. Винить в этом лишь российскую сторону никак нельзя: при правительстве Ярослава Качиньского Варшава умудрилась испортить отношения не только с Москвой, но и с Берлином, Брюсселем и Парижем. Приход к власти либеральной партии «Гражданская платформа» во главе с Дональдом Туском сулит позитивные перемены. Польша и Россия уже обменялись дружественными жестами: поляки заявили, что перестают блокировать переговоры о подписании нового партнерского соглашения между ЕС и Россией, а российская сторона отменила эмбарго на импорт польского мяса.

8 февраля премьер-министр Туск прибывает в Россию, и, хотя трудно рассчитывать, что Москва и Варшава вдруг станут лучшими друзьями, сам факт визита уже показателен.

Ни Ярослава Качиньского, ни его брата-президента Леха в Москву не звали, да они и сами не стремились (Лех Качиньский даже заявил как-то, что готов встретиться с Владимиром Путиным, но «на нейтральной территории»).

Проблема «Северного потока» остается камнем преткновения в российско-польских отношениях. Польша, равно как и Украина с Белоруссией, обеспокоена тем, что может, по крайней мере частично, утратить статус транзитного государства на пути российских углеводородов к западным потребителям. Возражения против этого проекта высказывали и многие эксперты, в том числе российские, считающие «Северный поток» слишком дорогостоящей и чрезмерно политизированной затеей. Однако экономические резоны — одно, а политические соображения — другое.

Какова бы ни была рентабельность «Северного потока», сам этот проект очень соответствует духу путинской внешней политики по отношению к Европе.

Политика эта навевает воспоминания о XIX веке с его «концертом держав», вершивших судьбы мира. Иногда возникает ощущение, что нынешняя Россия с радостью вернулась бы в те времена, когда реальных игроков на геополитической сцене было немного, а странных надгосударственных образований вроде Евросоюза не было вовсе. Россия старательно поддерживает партнерские связи с одними европейскими странами (в первую очередь с Германией и Францией), ведет «холодную войну» с другими (с Великобританией и той же Польшей), но, похоже, считает не столь значимыми отношения с Евросоюзом в целом. Саммиты ЕС — Россия, конечно, проходят регулярно, но действительно важных решений на них давно не принималось, и встречи эти все больше напоминают сугубо протокольные мероприятия.

Москва предпочитает строить отношения с европейцами на двусторонней основе.

Брюссель же занят внутренними проблемами, в первую очередь структурной реформой ЕС.

Именно эта реформа может поставить перед партнерами Евросоюза, в том числе Россией, ряд неожиданных вопросов. Подписанное в декабре лидерами стран ЕС Лиссабонское соглашение — в случае если оно будет ратифицировано 27 странами союза — де-факто предусматривает постепенную федерализацию ЕС. Предполагается, что внешняя политика Европы будет более согласованной и единой — с этой целью, в частности, учреждаются посты президента и фактического министра иностранных дел ЕС. Таким образом,

в отношениях с Европой будет все труднее действовать по принципу «разделяй и властвуй», поддерживая тесные контакты с одними членами союза, враждуя с другими и не замечая третьих.

Это, правда, относится к средне- и долгосрочной перспективе: ЕС — достаточно громоздкая организация, и ее реформирование займет не один год.

Но и в перспективе краткосрочной проблем не избежать. И дело не только в том, что в Европе с большим беспокойством, иногда чрезмерным, воспринимают усиление позиций России. Те страны, которые считают, что путинская «газовая дипломатия» в наибольшей мере задевает их интересы, ищут «асимметричные ответы» на действия Москвы. Как бы ни относиться к братьям Качиньским, своим многомесячным блокированием переговоров о новом договоре между ЕС и Россией они показали, что и Польша вполне способна создать серьезные проблемы в отношениях Евросоюза с одним из его основных партнеров. Да и ситуацию вокруг объектов американской ПРО в Польше и Чехии, вызывающих такое недовольство в Москве, трудно рассматривать вне контекста отношений этих стран с Россией. Равно как и строительство совместной АЭС, о начале которого заявили Польша и страны Балтии, чтобы уменьшить свою энергетическую зависимость от России. Если прибавить к этому традиционно прохладные отношения Москвы с прибалтами и нынешний российско-британский кризис,

можно говорить о существовании в ЕС группы стран, выступающих с не самых благожелательных для России позиций. Соответствующего же «блока друзей» в составе ЕС у России нет.

Хотя сотрудничество с Германией, Францией и Италией остается достаточно прочным, эти страны все реже готовы отказываться от принципа общеевропейской солидарности во внешней политике: во время прошлогодних конфликтов России с Польшей и Эстонией ЕС достаточно единодушно поддержал своих восточноевропейских членов. Скрепленная газовыми договоренностями дружба Москвы с балканскими странами тоже не так прочна, как кажется на первый взгляд. Так, через пару дней после подписания соглашения с Кремлем о сотрудничестве в строительстве «Южного потока» премьер-министр Болгарии Сергей Станишев заявил, что его страна не намерена отказываться и от участия в конкурирующем проекте «Набукко» — газопровода, ведущего из Центральной Азии в Европу в обход России.

Конечно, все эти проблемы могут пока казаться мелкими и не слишком опасными. Присутствие российского сырья и российского капитала в Европе становится все более ощутимым, и в ближайшие годы эта ситуация вряд ли изменится. Но не стоит забывать, что зависимость поставщика и потребителя взаимна, и в этом плане правление Владимира Путина стало вопреки всем политическим заявлениям эпохой европеизации России, ее привязки — пока в основном экономической — к складывающемуся единому европейскому пространству. Звучавшие одно время голоса о возможной переориентации российского сырьевого экспорта да и чуть ли не всей экономики на рынки Китая, Индии, Юго-Восточной Азии и т. д. уже почти не слышны. Европа остается основным партнером России.

А это вновь ставит перед Москвой вопрос о том, как дальше строить отношения с ЕС, в том числе с его восточноевропейскими членами. За годы правления Владимира Путина Россия одержала на этом направлении ряд тактических побед. Однако

уходящий российский президент показал себя в отношениях с Европой главным образом как эффективный менеджер, но не политик-стратег. Делать же стратегический выбор, очевидно, придется уже преемнику Путина

(или все-таки самому Путину, но в новой политической роли). Выбор этот выглядит довольно ясным. Один вариант — продолжение нынешней политики, т. е. ставка на сырьевой экспорт при сохранении прохладных политических отношений с Европой (в конце концов, советские газ и нефть шли на Запад даже в разгар «холодной войны»), попытки расколоть ЕС, опираясь на одни европейские страны в ущерб другим, и вялотекущая борьба с Западом за сферы влияния на Балканах и в некоторых странах СНГ. Вариант другой — распространение сотрудничества с ЕС на другие сферы, включая политическую, и постепенное превращение России в часть «большой Европы» — геополитического призрака, который никак не может обрести плоть.

Пока что второй вариант может показаться чистой утопией. Ведь его реализация, во-первых, зависит не от одной России, а во-вторых, для этого потребуются немалые изменения и в российской внутренней политике. Впрочем, не меньшей утопией лет 20–25 назад казалось крушение соцлагеря и вступление Восточной Европы в Евросоюз.

Новости и материалы
В США могут привлечь Нацгвардию для разгона демонстраций в поддержку Палестины
В МИД заявили, что таджикская сторона изменила версию разговора с Лавровым
В продажу поступил ноутбук MSI за полмиллиона с 192 ГБ оперативной памяти
Ученые нашли новые доказательства существования темной материи
Белый дом не признает, что РФ сбила шесть ракет ВСУ ATACMS
В Турции подняли потолок цен на билеты внутренних авиарейсов
Оксана Самойлова сняла «румтур из поезда» с картошкой и пирожками
Семенович постройнела из-за болезни: «Горжусь собой»
Белый дом пообещал поддерживать Украину вне зависимости от ситуации на фронте
Хави рассказал, почему он решил остаться на посту тренера «Барселоны»
Лавров провел телефонный разговор с главой МИД Таджикистана
В НАТО признали, что доверие Украины к альянсу пошатнулось
Цены на золото упали
Сторонний мод для Cyberpunk 2077 улучшил графику до фотореалистичного уровня
Франция отклонила заявки российских волонтеров на аккредитацию на Олимпиаду
Мария Аронова рассказала, что Бурунов боялся сниматься в «Бременских музыкантах»
Казанский кондуктор жестоко избил пассажира автобуса за отказ оплатить проезд
В Минобороны США заявили о беспокойстве союзников из-за состояния западного ВПК
Все новости