Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Рахимов. Итоги

19.07.2010, 10:09

Рахимов оставил после себя целый клубок проблем

Когда я в своем блоге выразил удовлетворение тем, что Муртаза Рахимов наконец-то покинул свой пост, мне довелось испытать нашествие комментаторов, высказывавшихся в том духе, что да, мол, лидер Башкирии был не без авторитарных замашек, но зато много сделал для республики: поднимал село, строил дороги и все такое прочее.

В данном случае не столь важно, являются ли эти конкретные комментаторы реальными жителями Башкирии или обычными интернет-троллями. Чинопочитание и в самом деле чрезвычайно распространено среди наших сограждан, многие из которых готовы бесконечно воздавать должное начальству, построившему дорогу, храм или что-нибудь в этом роде, закрывая глаза на неприглядные аспекты его деятельности.

Но жители Башкирии и остальные россияне должны знать правду об истинных итогах почти 20-летнего правления Рахимова. Давайте посмотрим, как Рахимов «заботился о республике».

Вот, к примеру, Башкирия занимает 10-е место среди регионов России по добыче нефти: компания «Башнефть» в прошлом году добыла более 12 миллионов тонн нефти.

В России лишь чуть более десятка субъектов федерации обладает собственным крупным нефтяным потенциалом – только в 12 регионах добывается 10 и более миллионов тонн нефти в год.

Как правило, доходы и уровень жизни населения в богатых нефтью регионах существенно выше, чем в среднем по России, по большей части кратно выше. Но не в Башкирии. Здесь среднедушевые доходы в последние 20 лет всегда были и есть ниже среднероссийских: по этому показателю республика занимает 22-е место в стране. Еще хуже ситуация с пенсиями: по среднемесячному размеру назначенных пенсий республика на 60-м (!) месте среди субъектов Российской Федерации. При этом по социальному расслоению Башкирия на седьмом месте в России, коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов, определяемый как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан) составляет здесь 18,5, против 16,9 в среднем по России.

За годы правления Муртазы Рахимова Башкирия, невзирая на свои нефтяные богатства, так и не смогла обеспечить своим жителям достойного уровня жизни. Зато здесь более высокое социальное расслоение, чем в целом по стране, и есть свои миллиардеры – сын первого президента Башкирии, Урал Рахимов, на 54-м месте в российском списке миллиардеров Forbes.

Последнее обстоятельство многое объясняет. Вот, например, еще одна особенность богатых нефтью регионов: они, как правило, характеризуются относительно высокой региональной бюджетной обеспеченностью. Доходы консолидированных бюджетов субъекта РФ на душу населения составляют более 100 тысяч рублей в год в Ненецком АО, ХМАО, ЯНАО и на Сахалине, 45 тысяч в Коми, 35–40 тысяч в Самарской области, Пермском крае и Татарии.

Но не в Башкирии, которая занимает 53-е место среди российских регионов по доходам консолидированного регионального бюджета на душу населения – менее 29 тысяч рублей в год. Меньше, чем в Северной Осетии, Калмыкии, Мордовии или Новгородской области – мягко говоря, не самых богатых российских регионах.

Как так получается, что в относительно богатой нефтью Башкирии доходы регионального бюджета столь невысоки? Да ничего удивительного, если сопоставить этот факт с тем, что шесть крупнейших предприятий башкирского нефтяного и нефтехимического сектора – «Башнефть», Уфимский и Ново-Уфимский НПЗ, «Уфанефтехим», «Уфаоргсинтез» и «Башкирнефтепродукт» – до недавнего времени контролировались Уралом Рахимовым, который в прошлом году продал их АФК «Система» за 2 с половиной миллиарда долларов. Покровительство региональной власти позволяло местным нефтяным и нефтехимическим компаниям работать прежде всего на собственную прибыль, а не на региональный бюджет. Например, эффективная ставка по налогу на прибыль «Башнефти» в прошлом году, согласно отчетности компании по РСБУ, составила всего лишь 11%. Да и прибыль компания предпочитала особо не показывать: иначе как объяснить, что в 2004 году, когда среднегодовая цена нефти Urals составила $34,4 за баррель, рентабельность продаж «Башнефти» была выше, чем в 2008 году (17,6% против 16,3%), когда Urals стоила уже $94 за баррель? Неужели издержки добычи нефти на старых месторождениях вдруг взяли и выросли за 5 лет на $50 за баррель?

После смены собственника «Башнефти» наблюдается взрывной рост платежей по налогу на прибыль: по данным компании за первый квартал 2010 года, они выросли в сравнении с I кварталом 2009 года в 12 (!) раз, что позволяет оценить масштаб занижения налога на прибыль в предыдущие годы. Многое уже было сказано и о давальческих схемах по переработке западносибирской нефти, которые, по оценкам, позволяли уводить из-под налогообложения десятки миллиардов рублей в год.

Вот вам и основной итог правления господина Рахимова. Главное богатство Башкирии – углеводороды – практически не помогло улучшить благосостояние жителей республики, а вместо этого пошло на сколачивание миллиардного состояния сына президента.

Не могут не возмущать в этом плане действия Кремля, который до последнего закрывал на все это глаза. Поддержал переизбрание Рахимова на пост президента Башкирии в 2003 году, когда тот не смог победить в первом туре выборов и имел все шансы проиграть (Рахимов тогда поехал в Москву и заручился личной поддержкой Путина). Закрыл глаза на массовое избиение граждан милицией в 2004 году в Благовещенске – городе, проголосовавшем против Рахимова на выборах 2003 года. И, наконец, позволил Уралу Рахимову за хорошие деньги – $2,5 млрд – продать свои нефтяные активы АФК «Система» и спокойно обосноваться за границей. И только после этого Муртаза Рахимов был отправлен в отставку с почетной премией в виде пенсии в 750 тысяч рублей в месяц (это примерно в 175 раз выше средней пенсии по Башкирии).

Президент Медведев много разглагольствовал о борьбе с коррупцией. Так вот, сигнал, который он подает в случае с Рахимовым, звучит весьма недвусмысленно: воруйте, потом вам за это щедро заплатят, позволят вашим родственникам уехать за границу с кэшем и даже назначат пожизненную пенсию в $25 тысяч в месяц. Хуже «сигнала» и не придумаешь.

Рахимов оставил после себя целый клубок проблем, не в последнюю очередь в сфере межэтнических отношений. Не секрет, что Рахимов проводил политику «башкиризации» структур управления республикой: примерно 70% членов правительства Башкирии и до 80% работников президентской администрации – этнические башкиры, в то время как эта народность составляет менее трети от числа населения республики, уступая по абсолютной численности не только русским, но, по ряду оценок, и татарам (до переписи населения 2002 года, где, по многим оценкам, численность башкирского населения искусственно завышалась, татары составляли вторую по численности этническую группу в республике). Подобная линия на построение моноэтнической системы управления не могла не вызвать межнационального напряжения в республике.

Не очень понятно, как новый руководитель Рустем Хамитов, не имеющий опыта публичной политики, будет распутывать этот клубок противоречий.

Вот вам и «строил дороги», и «развивал село». Кстати, о дорогах и селе. По данным Росстата, Башкирия оказалась в числе всего лишь четырех субъектов РФ (и единственным регионом в европейской части России), где в 2008 году густота автодорог общего пользования с твердым покрытием снизилась до уровня ниже 1995 года. По итогам правления Рахимова, республика утратила позиции третьего сельскохозяйственного региона страны, уступив это место Ростовской области, которую она намного опережала по объемам сельхозпродукции в 1990-е и 2000-е.

Действующая в стране политическая система никуда не годится, если позволяет подобным руководителям сидеть на своем месте столько лет, да еще и премирует их «за верную службу отечеству».