Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Любой кризис – это новые уникальные возможности. Просто нужно больше работать»

Интервью с сооснователем ICOBox Анаром Бабаевым

Сооснователь и управляющий партнер ICOBox Анар Бабаев рассказал «Газете.Ru» о том, что происходит в криптоиндустрии, как меняется вектор ее развития и как под новую парадигму рынка будут подстраиваться его лидеры.

— Сегодня всего говорят про то, что криптовалютный рынок находится в кризисе. Вы согласны с этим утверждением? И что ждет криптосферу в ближайшем будущем?
— На самом деле ничего неожиданного в текущей ситуации нет. Крипторынок очень молод, и он до сих пор проходит стадию становления, которую всегда сопровождают взлеты и падения. Сейчас - одно из таких падений.

— Чем оно обусловлено?
— Этих причин очень много, но если говорить глобально, то переходом на новый этап развития. Рынок прошел стадию так называемого «Дикого Запада».

Сегодня многие страны, считающиеся лидерами криптоиндустрии, начинают разрабатывать законодательное регулирование для этой сферы, а сами игроки рынка – искать новые подходы к работе на нем.

В ходе этого процесса происходит постепенный отказ от старых инструментов, таких как, например, utility-токены, и возникает необходимость в появлении новых, более совершенных решений.

— Что не так с utility-токенами? Почему от них решили так массово отказываться?
— Utility-токены – это фактически внутренняя расчетная единица проектов. В прошлом году и примерно до середины нынешнего они были самым популярным способом привлечения средств на крипторынке. А все почему? Потому что эти токены зачастую не попадали под специальное законодательное регулирование. Но рынок поменялся, и отсутствие такого регулирования в какой-то момент из преимущества превратилось в их главный недостаток. Впрочем, utility-токены сохраняют свою актуальность для отдельных проектов.

— И что же придет им на смену?
— Мы видим у многих участников рынка интерес к security-токенами и выходу на STO (security token offering) вместо ICO. Они хотят привлечь тех, кто заинтересован в совершении инвестиций, и это не всегда будущие пользователи продуктов проекта. Функционал ценных бумаг, лежащий в основе security-токенов - это хорошо знакомый и понятный профессиональным участникам рынка инструмент, инвестиционный актив, который приобретается с целью получения прибыли в будущем.. Но и тут есть определенные нюансы.

— Какие именно?
— Security-токены могли бы стать новым и одновременно уже известным финансовым инструментом для рынка, если бы проекты были готовы в одночасье полностью изменить логику работы своего продукта и переосмыслить подходы к привлечению инвестиций. Например, пройти все необходимые для этого подготовительные стадии: бизнес- и финансовое планирование, структурирование сделок, привлечение профессиональных участников рынка ценных бумаг для обеспечения предложения и т.п. Кроме того, серьезной преградой на пути может стать разное правовое регулирование в различных странах.

— И какой же выход из этой ситуации?
— Им может стать появление абсолютно новой экономической модели для криптопроектов, в которой будут одновременно использоваться utility- и security-токены.

Назовем ее условно «композитной токеномикой» (composite tokenomics), хотя некоторые называют это просто «композитными токенами», что не совсем верно.

Сочетание достоинств различных подходов, а также нивелирование их недостатков позволит компаниям работать еще успешнее.

— Поясните, как это может работать?
— В общем виде композитная модель токеномики предполагает одновременное существование и взаимодействие двух видов токенов в зависимости от разных условий: регуляторных, финансовых, экономических, операционных и других.

Подобный подход может оказаться удобным, так как, во-первых, он предлагает усовершенствованный функционал ценных бумаг в качестве одного из варианта привлечения инвестиций.

Во-вторых, потому что проекты смогут сами выбирать удобную и подходящую модель работы в зависимости от регуляторных ограничений каждой конкретной страны.

— То есть, по сути они будут использовать разные виды токенов в зависимости от конкретных обстоятельств - например, от выбора страны. Я правильно понимаю?
— В общем виде – именно так. В одной юрисдикции в связи с большей востребованностью стартап может осуществлять привлечение инвестиций с помощью security-токенов, в другой в силу наличия большого числа лиц, заинтересованных в использовании продукта или услуг проекта, - продавать utility-токены.

— Можете привести конкретный пример?
— Представьте платформу, которая позволяет заинтересованным лицам заниматься сбором средств, при этом для ее развития, доступа к ней и полноценного пользования пользователям требуются utility-токены. А внутри платформы каждый отдельный проект выпускает свой собственный security-токен, благодаря которому люди могут получать доход от успешной реализации продуктов этого проекта. Таким образом, композитная токеномика позволяет вместо двух разных и не связанных друг с другом продуктов создать единое решение, каждая из частей которого удовлетворяет запросам пользователей.

— Что еще нового ожидает крипторынок в ближайшем будущем? Какие тенденции на нем вы видите?
— Есть три важных тренда. Первый заключается, по моему мнению, в большом интересе к криптосфере со стороны крупных институциональных инвесторов и хедж-фондов. Это не только говорит о том, что рынок становится более зрелым и профессиональным, но также, возможно, позволит увидеть снижении его волатильности.

Второй тренд: на рынок планируют активно заходить крупные компании, которые 2-3 года назад проводили IPO и которые до этого никогда не работали в криптосфере. Им очень интересны security-токены, и потенциально они также могут заинтересоваться моделью композитной токеномики.

Наконец, третий тренд: криптопроекты, которые успешно завершили ICO, создали прибыльный бизнес и намерены развиваться дальше, нацеливаются на IPO. Ориентировочно в 2021-2022 году мы ожидаем, что на IPO выйдут многие криптовалютные проекты, которые завершили свои ICO в 2017-2018 годах.

— Не могу не спросить про российский крипторынок в целом. Буквально на днях в СМИ появился материал, в котором, помимо ICOBox, в негативном ключе упоминаются такие крупные проекты, как Waves, ICODrops, United Traders... Дескать, все они снизили требования к себе и стали терять интерес к крипторынку. Это действительно так?
— Сейчас переходный период, и нет смысла обращать внимание на то, что кому-то показалось, что кто-то снизил к себе требования или стал терять интерес к криптосфере. Это бред.

На нас нападали с так называемыми «разоблачениями» и когда мы только запускались, и когда становились мировыми лидерами ICO-рынка, и сейчас, после объявления смены вектора рынка.

Мы были бы никому не интересны, если бы ничего из себя не представляли, а мы представляем, потому что успешны и с нами можно построить отличный проект.

— Много – это сколько?
— За год работы на крипторынке мы помогли компаниям собрать на ICO 400 млн долларов. Это 26 млрд в переводе на рубли. Если хотите сравнения: это половина от плановых доходов бюджетов Калужской или Тверской областей на 2018 год или, чтобы было еще нагляднее, чуть более половины стоимости стадиона «Зенит-арена» в Петербурге.

Но рынок меняется, и мы меняемся вместе с ним.

В компании сегодня два управляющих партнера: Дарья Генералова отвечает за международное направление, а я – за Россию и русскоговорящие страны. Мы находимся в разных частях земного шара, но это нисколько не мешает нам и нашей команде при необходимости работать в формате 24/7 и вместе искать новые пути для развития бизнеса.

— Что нужно делать российским игрокам крипторынка, чтобы не потерять позиций в мировой криптоиндустрии?
— Во-первых, сбросить жирок и снова прийти в ту форму, в которой многие пионеры крипторынка были год-два назад. Во-вторых, никого не слушать и еще больше работать.

Россияне всегда были успешны в IT-проектах, недаром граждане или выходцы из нашей страны массово представлены в криптоиндустрии и пользуются там заслуженным уважением.

Я убежден, что любой кризис – это новые уникальные возможности, которые открываются для игроков рынка, тем более что вся мировая экономика циклична, и за любым крупным спадом обязательно следует взлет. И в этом смысле я смотрю на будущее криптоиндустрии с большим оптимизмом. Кризисы пройдут, а мы останемся.

Новости и материалы
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Россиянин отсудил компенсацию у бывшей девушки за вещи, которые она выставила за дверь
Фриске показала, как выглядит ее грудь после пластики
Пилот, посадивший самолет в пшеничном поле, устроился на работу в такси
Гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг лично передал новый ИИ-ускоритель главе OpenAI
Уровень реки Ишим в Тюменской области превысил исторический максимум
В аэропорту Кишинева удержали очередную группу вернувшихся из Москвы оппозиционеров
В РФ хотят запретить «Антироссийское сепаратистское движение»
160-килограммовая модель Тесс Холидей рассказала о жизни с анорексией
В Совфеде оценили планы США вводить санкции против стран, уходящих от доллара
ФАС выдала предупреждение Ozon
В Грузии продолжат рассмотрение закона об иноагентах
Эмма Стоун попросила называть ее другим именем
Анастасия Стоцкая прошлась по Москве в откровенном платье без бюстгальтера
На Камчатке прозвучит воздушная тревога
В Николаевской области Украины зафиксировали удар по расположению ВСУ
В Очакове произошло несколько взрывов
Все новости