Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

«Чок и Бэйтс — большие работяги»

Эксклюзивное интервью знаменитого тренера Игоря Шпильбанда

Эксклюзивное интервью «Газете.Ru» дал знаменитый тренер и постановшик Игорь Шпильбанд, чьи ученики — американцы Мэдисон Чок и Эван Бэйтс — в стартующем 11 декабря финале серии Гран-при в Барселоне будут оспаривать первенство в мировых танцах на льду.

— В нынешнем сезоне перед вашими учениками Мэдисон Чок и Эваном Бэйтсом стоит задача бороться за звание первого номера сборной США в танцах на льду. Насколько это добавляло головной боли при постановке программ?
— Когда делаются новые программы, в расчет принимается все. В том число и то, о чем вы говорите: как дуэт будет выглядеть и на международных соревнованиях, и на чемпионате Америки. Кроме того, важно, чтобы пара развивалась, а программы не повторялись. И конечно, есть правила. В этом году они очень сильно изменились. Так что учитывать нужно все.

— Вам эти изменения нравятся? Или вы, в принципе, не мыслите такими категориями, а просто работаете с тем, что есть?
— На самом деле, да. За двадцать с лишним лет работы я уже привык, что правила постоянно меняются. И танцы на льду очень сильно изменились.

— Возвращаясь к разговору о ваших учениках, как бы вы как тренер обозначили главное достоинство дуэта Чок/Бэйтс?
— Трудно говорить о своих. (Улыбается.) Но я попытаюсь быть объективным. На мой взгляд, это их настоящая страсть к танцам и потрясающее желание этим заниматься. Они очень любят свои программы, им нравится кататься друг с другом. И ребята очень много работают. Я готов снять перед ними шляпу, потому что и Мэдисон, и Эван — большие работяги.

— Кто в их дуэте является моторчиком?
— Мне как раз кажется, что они очень хорошо друг друга дополняют. Мэдисон и Эван разные по темпераменту. И пока это работает.

— А я думала, вы ответите, что моторчик — это партнерша...
— Она очень грациозная, очень пластичная. И этот мягкий стиль был у нее с детства. Плюс своеобразное чувство музыки, чувство танца. Мэдисон всегда была очень естественна и элегантна. Этому очень тяжело научить.

В добавление к вашему вопросу о достоинствах этого дуэта — Мэдисон очень женственная. И Эван много работает над своими физическими качествами, чтобы ей соответствовать. Он стал намного сильнее как спортсмен, намного более мужественным. И это сильное начало, на мой взгляд, очень хорошо гармонирует с вышеназванными качествами партнерши.

— Вы разделяете точку зрения, что в парных видах фигурного катания дуэт — это в первую очередь партнерша?

— Для меня это не так. В танцах на льду должна быть комбинация. Мы видим, что есть замечательные девочки и замечательные мальчики. Но чтобы возник дуэт, должна быть гармония, должны быть отношения. И партнеры вместе должны создавать то, что называется словом «химия». Одному человеку это не под силу. В танце, где ты смотришь только на одного из партнеров, будет что-то неестественное. Не может быть танцев без отношений.

— А как быть, если партнеры — брат и сестра? Как Керры или Шибутани.
— Это, без сомнения, очень усложняет работу постановщика. Лимитирует при выборе тем, которые спортсмены могут брать. Потому что страстные любовные отношения на льду между братом и сестрой, конечно, будут выглядеть не очень. Мне случалось работать с такими дуэтами, так что я знаю по опыту, как это ограничивает.

— С другой стороны, есть пример ваших бывших учеников Мэрил Дэвис и Чарли Уайта, которые тоже никогда не были на льду страстной парой. Особенно в сравнении с канадцами Тессой Вирту и Скоттом Моиром. Что не помешало американцам выиграть у последних два чемпионата мира и Олимпиаду.
— Всем это дано в разной степени. У кого-то получается более естественно, у кого-то менее. Но Мэрил и Чарли очень много над этим работали. И в итоге достигли определенного уровня. Если вы посмотрите их олимпийские программы, то удивите, что там есть отношения между мужчиной и женщиной.

— Как конкретно можно работать над химией между партнерами?
— Актерское мастерство, работа над пониманием программы, над пониманием отношений, музыки. Здесь много разных деталей и нюансов.

— У вас в группе есть преподаватель актерского мастерства?
— Есть. (Улыбается.)

— Мэдисон и Эван — инициативные спортсмены или в основном доверяют вашему мнению?
— С каждым годом они становятся все более взрослыми и проявляют все больше инициативы. Видно, что они растут и как спортсмены, и как личности. Жизненный опыт и более сознательный подход к тому, что ты делаешь, всегда помогают. Поэтому с более взрослыми спортсменами идет уже совершенно другая работа.

***

— Насколько сложным для вас как для постановщика стал короткий танец этого сезона пасадобль?
— Это была непростая задача, вы правы. И я слышал аналогичные отзывы от многих других постановщиков. Тем более что в нынешнем сезоне впервые был использован формат, когда элементы обязательного танца вставляются в твою программу, и это должно быть гармонично.

Но я доволен пасадоблем Мэдисон и Эвана. Мы выбрали «Дон Кихот». Им подходит это произведение и внешне, и по темпераменту. Фламенко — очень интересная и темпераментная музыка, но там есть очень много похожих вещей. И я рад, что мы выделяемся.

— Ваше имя давно уже бренд в тренерском цехе. И когда вы работали в дуэте с Мариной Зуевой, и сейчас. И наверняка были те, кто думал, что главное — попасть к вам в группу, и у тебя сразу все будет: и удачные программы, и техника. Вам эта репутация волшебника никогда не мешала в работе?

— Не знаю насчет того, есть ли у меня такая репутация. Сам я в волшебство не верю. Просто так ведь ничего не бывает. Лично я вижу свою работу в том, чтобы организовать время спортсменов таким образом, чтобы каждый день, каждый час они использовали на 100% и реализовали полностью тот талант и энергию, которые у них есть.

Мне, конечно, трудно судить, но сам я никогда не чувствовал того, о чем вы спрашиваете. Думаю, что те спортсмены, которые приходят ко мне, все прекрасно понимают. Это может быть общим мнением со стороны. Но не думаю, что спортсмены, у которых есть серьезные планы, заблуждаются на эту тему и не понимают, что можно чего-то добиться без тяжелой работы.

***

— Принято считать, что для США фигурное катание — это в первую очередь девушки-одиночницы. А танцы на льду, несмотря на все успехи последних лет, были немного на вторых ролях. Олимпийская победа Мэрил Дэвис и Чарли Уайта в этом плане что-то изменила?
— Думаю, американские олимпийские чемпионы, безусловно, привлекают к этому виду больше внимания. Но, мне кажется, одиночное катание все равно остается фаворитом. Дело в том, что в США фигурным катанием занимается огромное количество девочек. Думаю, огромная популярность женского катания связана во многом с этим.

— То есть бума в танцах на льду не случилось? И, например, к вам на каток в Нови длинная очередь из детей, желающих заниматься танцами, внезапно не выстроилась?
— Я пока не заметил. (Улыбается.) И потом, танцы сейчас стали очень сложными. Если раньше считалось: ок, если в одиночном катании не пошло, можно пойти в танцы, — то сейчас все изменилось. Фигуристы из других видов приходят на тренировки танцоров и понимают, что это очень сложно. Сегодня это совсем другой спорт.

— Кстати, вы следили за триумфом Мэрил с шоу «Танцы со звездами», которое, по ощущениям, дало им такую популярность, которого не было за все годы в фигурном катании.

— Согласен. Они благодаря этому шоу открылись более широкому кругу зрителей. Вы знаете, что Мэрил к тому же выбрали «Спортсменкой года» по версии одной авторитетной организации? Очень рад за нее. Она — замечательный человек и замечательная спортсменка. У нас до сих пор очень теплые отношения.

— Меня очень тронуло, что она, имея возможность пуститься в сольное плавание по волнам шоу-бизнеса, тем не менее предпочла продолжать быть частью их дуэта.
— Она очень надежный человек. И очень преданный.

— Не так давно достаточно много шуму наделало высказывание Тессы Вирту о том, что она жалеет, что в свое время они со Скоттом Моиром не ушли вслед за вами от Марины Зуевой. Вы что-нибудь слышали об этом?
— Нет, я не слышал.

— Вы верите, что кто-то из этих двух дуэтов после года перерыва может вернуться в любительский спорт?
— Мне трудно судить. Но я знаю, что возвращаться после пропущенного сезона всегда безумно тяжело. И физически, и морально.

***

— Еще совсем недавно у вас были российские ученики — дуэт Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко. Но в прошлом сезоне, не сумев отобраться в олимпийскую сборную, он распался. Для вас их решение продолжать карьеру порознь стало сюрпризом?
— Не могу сказать, что это была полная неожиданность. Возможно, у партнеров было неодинаковое желание кататься и выступать. Сложности в жизни могут быть разными. С этим сталкиваются на протяжении своей карьеры многие.

Илья, как вы знаете, решил продолжить карьеру вместе с Изабеллой Тобиас. Сейчас они тренируются и выглядят очень хорошо. К сожалению, в нынешнем сезоне они не могут выступать, но мы уже сделали им произвольную программу на следующий год.

Будем надеяться, это дополнительное время для работы им поможет. Короткий танец сейчас ставить, к сожалению, сложно, потому что мы еще не знаем, какими будут правила. А я подозреваю, они очень сильно изменятся.

— Распад другого российского дуэта — Елены Ильиных и Никиты Кацалапова — многие называют трагедией. Вы разделяете эту точку зрения?
— Рационального зерна я в этом расставании тоже не вижу. Они очень хорошо гармонировали: Никита — сильный, а у Лены сильное женское начало — она необычная и эмоциональная.

Я не абсолютный противник того, чтобы разбивать пары. Иногда к этому есть объективные предпосылки. Сложно добиться того, чтобы спортсмены в течение многих лет росли и развивались одинаково. Редко бывают и одинаковый талант, и одинаковое делание. Но у этой пары, со спортивной точки зрения, я каких-то проблем не видел.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице зимних видов спорта.

Поделиться:
Новости и материалы
В Испании считают взрыв в посольстве Украины терактом
Министр инфраструктуры Украины Кубраков назвал свое заявление об увольнении техническим
Описана операционная система на замену iOS и Android
Директор Эрмитажа призвал не преувеличивать отмену русской культуры в мире
Месси побил рекорд Марадоны по количеству матчей за сборную Аргентины на ЧМ
В ООН сообщили, что реальная зарплата в мире упала впервые за 20 лет
РИА Новости: в СФ не поступало представление Путина с кандидатурой главы Счетной палаты
Биологи обнаружили, что коронавирус взаимодействует с рецепторами к эстрогену
В Минобороны Белоруссии готовят поправки в закон о мобилизации с учетом опыта России
Суд в Ленобласти отменил призыв на службу по мобилизации местного жителя
Экс-тренер «Зенита» Петржела заявил, что переключает на другие каналы во время матчей ЧМ-2022
Невролог Югай рассказал, чем опасно переутомление
Совфед может утвердить нового главу Счетной палаты 14 декабря
ЦБ дал банкам 10 лет на создание резервов для покрытия заблокированных активов
Защитник «Питтсбурга» Летанг перенес сердечный приступ
Небензя назвал инициативу о трибунале по Украине «попыткой покрыть беззаконие» Евросоюза
В ЕЦБ пришли к выводу, что биткоин находится «на последнем дыхании»
Блинкен: дипломаты США с середины ноября не могут связаться с осужденным в РФ Уиланом
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть