Вашингтон, осеннее утро. Маленькая девочка (Джои Кинг) просыпается пораньше, чтобы посмотреть, как мимо ее окна промчится вертолет любимого президента. Молодой и продвинутый лидер свободного мира (Джейми Фокс, совсем недавно сыгравший освобожденного негра у Тарантино) сегодня сделает важное заявление: мирись-мирись и больше не дерись, американцы окончательно уходят с Ближнего Востока.
Когда 11-летняя девочка позавтракает и закончит читать политические блоги, за ней заедет отец (Ченнинг Татум, еще год назад игравший копа, внедренного в школу) и, на автопилоте повздорив с бывшей женой, возьмет дочку на экскурсию в Белый дом.
Пока дочка будет восхищенно бродить по колыбели американской нации, папа, ветеран Афганистана, попробует устроиться в Секретную службу. Собеседование проводит его бывшая девушка (Мэгги Гилленхол), так что работу он не получит.
Но тут на Белый дом налетит целая армия наемников во главе с патриотичным генералом, половина правительства окажется идиотами и предателями, и выяснится, что кроме недотепы-охранника и чернокожего президента спасать страну-то некому.
Ченнинг Татум разденется до майки-алкоголички, унаследованной от Брюса Уиллиса. Джейми Фокс натянет модные кроссовки и достанет гранатомет.
По сценарию, в происходящее будет вовлечена вся планета, в связи с этим режиссер Роланд Эммерих вставит в сюжет все свои фирменные номера:
запуск ядерных ракет, падение самолетов, танковые атаки, погони на лимузинах, авианалеты и перестрелки с участием сотен бойцов спецназа.
Секрет бесстыжего гения немецкого режиссера, автора «Дня независимости», «Послезавтра» и «2012», давно известен. Последние двадцать лет он снимает фильмы так, как будто время специально для него остановилось: не было ни 11 сентября, ни смены поколений зрителей, а Голливуд не стал ироничнее.
«Падение Белого дома» — кино отчаянно пафосное и старомодное.
Консервативность ему только к лицу: здесь много суровых экшен-сцен в духе Майкла Манна, радующих отсылок к «Скале», «Дню независимости», «Крепкому орешку» и «Самолету президента» и бородатых анекдотов. Один из наемников, например, почти целиком цитирует сказку о волке и трех поросятах. А другой, по имени Вадим, надрывно кричит герою: «Тебе хана, гад!»
С избыточным пафосом (вплоть до того, что всех в итоге спасает старина Авраам Линкольн) возникают проблемы. Наш зритель от него привит с детства. Порадоваться за народ, который искренне гордится своей историей, сопереживает президенту и верит в собственные силы, не получается.
Посочувствовать, что даже американцы беспокоятся, что их политики в сговоре с олигархическим лобби, тоже не выходит.
А патриотичные речи про свободу и ответственность вызывают разве что неловкую ухмылку.
Поэтому способов получить удовольствие от «Штурма Белого дома» всего два.
Первый — относиться к происходящему как к пародии; искать цитаты из любимых фильмов юности; любоваться старомодными перестрелками и драками; угадывать, что скажут герои в следующую секунду, и наслаждаться иезуитским юмором режиссера.
Второй — быть американцем. Ну или иностранным агентом.
Главное — помнить, что фильм идет целых два часа. Притворяться столько времени невозможно.