На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Мы совсем не минималисты»

Интервью с лидером группы Swans Майклом Джирой

Корифей хэви, индастриала, дрона и еще десятка тяжелых стилей, лидер Swans Майкл Джира рассказал «Газете.Ru» об отличии альбома «The Seer» от предыдущих работ группы, о том, как рождаются тридцатиминутные композиции, о будущем московском концерте и своем отношении к Богу.

В понедельник, 18 марта, в московском клубе Tonight выступит американская группа Swans, непревзойдённые мастера по части громкой музыки. В 1980-е и 1990-е годы Swans находились в авангарде поп-музыки, оставив след во всех актуальных стилях от индастриала до трип-хопа. Затем наступила эпоха безвременья, но в 2010-м лидер группы Майкл Джира вновь встал у руля, Swans записали новый материал и отправились с ним в мировое турне. Спустя два года вышел монументальный двухдисковый опус «The Seer», композиции с которого музыканты представят в свой второй приезд в Москву. В интервью «Газете.Ru» Майкл Джира рассказал, что он думает о Боге, сексе и треках длиной в 30 минут.

— Предыдущий двойной альбом Swans назывался «Soundtracks for the Blind» и был настолько изнурительным, что, кажется, изнурил и вас: группа распалась, а вы занялись другими вещами. Новый диск «The Seer» не менее масштабен и не менее изнурителен, но на сей раз, кажется, никакого истощения не наблюдается, скорее уж наоборот.

— Действительно, альбомы чем-то похожи — оба выглядят как саундтреки к несуществующим фильмам. Но процесс совсем разный. В «Soundtracks for the Blind» мы во многом полагались на манипуляции со звуком и на использование полевых записей, скопившихся у меня за 15 лет. Там каждая песня — или, правильнее будет сказать, композиция — была по-своему изнурительной: в них записи, сделанные, скажем, в 1982 году, сочетались с записями, сделанными в 1996 году, и потом мы поверх этого накладывали ещё что-то совсем новое. И все очень устали от этого, но на тот момент это было вполне нормально, потому что я чётко понимал: всё, на этом всё заканчивается. Я уже заведомо был истощён — не только конкретным альбомом, но вообще всей историей Swans. А сейчас всё по-другому: «The Seer» состоит целиком из современного материала, и это для нас как раз очень плодотворный опыт, своего рода обновление и возрождение. Он до сих пор нас стимулирует, дарит нам новые идеи. Мы на концертах уже в основном играем абсолютно новые, ещё не записанные композиции, и в Москве вы это тоже услышите.

— Но песни с «The Seer» тоже будут?

— Да, конечно. Наш стандарт — семь песен, из них четыре новые и ещё три с «The Seer». В целом концерт длится от двух с половиной до трёх часов, поэтому я даже не знаю, можно ли это называть песнями. Я бы скорее сказал — действия, как в театре. Причём многое рождается прямо на ходу, на глазах у зрителей. Это касается даже песен с «The Seer» — не факт, что вы их сразу узнаете.

— Swans всегда так работали?

— Нет, это как раз достижение последних лет. И это потрясающе — давать песням жизнь, производить их на свет прямо на концерте. Полное погружение в звук! Мне даже кажется, что в таких ситуациях не мы создаём звук, а звук создаёт нас. Вот так всё и обретает форму.

— Название альбома «The Seer» («Пророк») намекает на предвидение, на то, что ваш взгляд устремлён в будущее, при этом он же вроде бы является и своего рода выставкой достижений Swans за последние тридцать лет. Чего в нём всё-таки больше — прошлого или будущего?

— А одно без другого немыслимо. Действительно, тут аккумулировано всё, над чем я работал последние тридцать с лишним лет: и атональные глыбы звука, и ритмическая интенсивность, и постепенно нарастающие, нагнетаемые крещендо, и совсем тихие, нежные песни. Когда мы собрали весь материал, я его послушал и понял, что не отпущу эту обезьянку, пока не придушу её хорошенько (смеётся). С другой стороны, я всегда стараюсь брать предыдущий диск и находить там какие-то вещи, от которых можно оттолкнуться в дальнейшем. Поэтому, например, музыка, которую мы сейчас делаем, основана на глубокой ритмической пульсации, которая уже присутствовала на диске «The Seer», но не была там выведена на первый план. А теперь мы именно её и акцентируем.

— Если вдуматься, огромное количество музыки в мире сделано по одной и той же схеме: долгое, мучительное нарастание напряжения, затем некий выход, выплеск, кульминация и постепенное затухание. Иногда кажется, что с первым пунктом у Swans всё в полном порядке, а вот расслабиться вы не даёте — разве что когда на улицу выходишь после концерта…

— …и думаешь: ну наконец-то это закончилось! (Смеётся.) Ну, на самом деле у нас всё-таки более разнообразная динамика — не только сплошной «бум» да «бабах»! Например, «The Daughter Brings the Water» — тихая песня. Или «Lunacy»… Окей, «Lunacy» не очень тихая, но на самом деле это песня для акустической гитары, просто я в студии сделал ей довольно мощную оркестровку. И сама песня «The Seer» тоже начиналась как довольно тихий номер, а потом в процессе многочисленных концертов превратилась в нынешнего 30-минутного монстра.

— Интересно... то есть получается, что в фундаменте композиций Swans тоже могут быть, грубо говоря, «песни под гитару»? Я-то думал, что для произведений подобного рода у вас был специальный акустический проект Angels of Light.

— Но я ведь один и тот же — что в Swans, что в Angels of Light. А ещё я музыкальный продюсер, и, хотя сейчас это часто означает просто человека, который копается в программе Pro Tools, я понимаю эту профессию более старомодно — так же как её понимали Брайан Ино, Джордж Мартин или Фил Спектор. Для меня продюсер — это человек, который создаёт своего рода среду, мир, в который люди могут перенестись, пока звучит музыка. Конечно, в Angels of Light мы не так мощно форсировали звук, как мы это делаем в Swans. Но цель-то в любом случае одна и та же.

— Я слышу в композициях Swans очень много такого гипнотизирующего монотонного повторения – и фраз в тексте, и самих музыкальных тем. Это как раз один из способов «форсирования звука»?

— Да, пожалуй. Но надо понимать, что повторение повторению рознь. У нас не электронная музыка, в которой часто всю дорогу звучит один и тот же ритм. Темы постепенно меняются, мутируют, появляются новые звуки и нюансы — послушайте «The Seer» целиком, это же абсолютно разные песни в начале и в конце. Так что мы совсем не минималисты, я бы уж скорее в этом контексте сравнил Swans с Фелой Кути: на его записях тоже вроде бы всё повторялось много раз, но на самом деле ни один мотив не звучал два раза полностью одинаково.

— В своё время я общался с Дэвидом Тибетом из Current 93, и он рассказывал мне, что для него в повторении есть своего рода духовный смысл — это как религиозная мантра. А для вас музыка — это духовное, религиозное переживание?

— Я вообще не религиозный человек в обычном смысле слова, но музыка — да, пожалуй, я отношусь к ней в том числе и как к некой духовной практике. Безусловно, она может вознести тебя и соединить с той высшей сущностью, которую некоторые люди назвали бы Богом (хотя я не знаю, кто это такой). С другой стороны, это актуально не только для Swans. Я слушаю, скажем, группу The Stooges и испытываю те же самые чувства.

— В сопроводительном тексте к диску «The Seer» вы написали: «вне зависимости от того, что вы могли обо мне слышать или предполагать, моя цель — это нести свет и радость». Охотно верю, но радость же тоже бывает разная. Сходить с девушкой в кино — тоже радостное событие, но почему-то кажется, что вы тут имеете в виду какую-то другую радость.

— Тут всё очень просто — я бы сравнил это с сексом. Вот этот момент перед самой кульминацией, когда ты одновременно и полностью теряешь себя, и полностью обретаешь себя, — это и есть та радость, о которой я говорил. Можно ещё сравнить с кино — вы видели «Меланхолию» Ларса фон Триера? То же самое: и радость, и печаль, и в их сочетании совершенно неповторимая красота. Или ещё один фильм, который вы наверняка смотрели, поскольку вы из России, — «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Прекрасный, радостный фильм, хотя и трагический, конечно.

— Последнее, о чём хотелось спросить: с тридцатиминутными композициями и двойными альбомами вы ожидали такого успеха, такого…

(Перебивает.) А что такое успех? Люди, конечно, покупают наши записи с грехом пополам, но даже в сравнении с тем, что было десять лет назад, это ничто.

— Ну а восторженный хор критиков?

— Вот уж до чего мне дела нет. Единственное — я рад, что могу продолжать заниматься музыкой; наверное, в том числе и благодаря тому, что критики пишут статьи, а люди покупают диски. Но когда я работаю над песнями, то вообще не думаю ни о чём таком. Я думаю о том, как сделать так, чтобы песня дала мне в морду, я бы упал на землю и увидел звёзды. Вот о чём я думаю.

Swans
18 марта 2013 года
Москва, клуб Tonight (ул. Дербеневская, д. 20, стр. 10; м. Павелецкая), 20.00

Новости и материалы
Долина проигнорировала вопросы прессы после концерта с аншлагом в Москве
Покупка кровати в интернете обернулась для россиянки потерей 2,8 млн рублей
Мостовой сообщил о переговорах с клубом из Медиалиги
Клуб РПЛ не может уволить тренера, потому что он не берет трубку
Самойлова рассказала о новом парне 14-летней дочери от Джигана
Белый дом раскритиковал британское СМИ за новость о плохом состоянии психики Трампа
Директор рижской школы оправдалась за русские песни на праздничной вечеринке
«Не имеет права так говорить»: слова Станковича про Россию посчитали несерьезными
Пермячка жестоко избила знакомого битой за то, что тот отказался перед ней извиняться
КСИР объявил о перехвате танкера в Ормузском проливе
В Белом доме рассказали, чем займется Трамп в канун Рождества
Звезда «Чебурашки» ответила Певцову на критику фильма
В США произошла стрельба с участием иммиграционной полиции
Врача уволили после избиения лежащего на койке пациента
Жених беременной Лерчек не исключил операцию после угрозы выкидыша
Президента «Фенербахче» задержали после положительного теста на наркотики
Легенда «Спартака» заявил, что Гусев не станет главным тренером «Динамо»
Двое жителей ДНР пострадали из-за атак ВСУ 24 декабря
Все новости