Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Антироссийская пропаганда»: как России противостоять зарубежным IT-компаниям

В Общественной палате обсудили борьбу с интернет-цензурой в отношении российских СМИ

Прослушать новость
Остановить прослушивание
В ОП обсудили законопроект, который позволит РКН частично или полностью блокировать ресурсы, цензурирующие российские СМИ. Общественники обозначили ряд несовершенств в формулировках возможного закона и обсудили дополнительные меры для борьбы с онлайн-цензурой. Какие методы стоит использовать в России для борьбы с доминирующим положением западных IT-гигантов и их политикой цензуры – в материале «Газеты.Ru».

В Общественной палате РФ прошли слушания в рамках общественной экспертизы поправок в ФЗ «Об информации» и «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ»».

В случае принятия поправок информационному ресурсу может быть присвоен статус «дискриминирующего», если он цензурирует материалы российских СМИ или ограничивает доступ к общественно важной информации по признаку национальности или языка. РКН будет вправе полностью или частично ограничить доступ к такому ресурсу.

Как отмечается в сопроводительной записке к законопроекту, его актуальность обусловлена многочисленными фактами необоснованного ограничения доступа россиян к информации российских СМИ со стороны интернет-ресурсов, в том числе зарегистрированных за пределами РФ.

В Общественной палате поддерживают законопроект, но предлагают уточнить ряд формулировок, сообщил «Газете.Ru» первый зампредседателя Комиссии по развитию информационного общества ОП РФ Александр Малькевич.

«Это нужно, чтобы не было разночтений и спекуляций вокруг инициативы», — пояснил он.

«Мы предлагаем поправить основания к ограничению доступа к интернет-ресурсу. Они должны быть четко и однозначно прописаны, чтобы не допустить злоупотреблений законом», — сообщила в свою очередь член ОП РФ Екатерина Мизулина.

Участники общественных слушаний обсудили и другие способы борьбы с интернет-цензурой в отношении российских СМИ, а также возможные дополнительные меры воздействия на IT-гигантов. К одной из таких мер относится обязательство открывать представительства на территории РФ, считает Мизулина.

«На данный момент таких представительств нет, и мы видим, что эти платформы отказываются выстраивать конструктивное и цивилизованное взаимодействие. Они игнорируют официальные запросы и не исполняют решения суда. При этом мы видим, что они неплохо зарабатывают на территории РФ. И совершенно непонятно, платят ли они налоги с этой прибыли. Поэтому, конечно, этот вопрос необходимо регулировать», — пояснила эксперт.

Малькевич между тем подчеркивает, что государству необходимо сосредоточить внимание на создании, развитии и продвижении отечественных аналогов иностранных интернет-платформ.

«Нужно поддерживать их как материально, так и морально. Мы, конечно, должны идти по пути создания отечественных экосистем — умных, ориентированных на потребителя и нацеленных на продвижение нашего контента. Я считаю, что сейчас, когда большинство площадок замусорено информационным хламом, у нас есть возможность предложить качественную альтернативу для людей, которые ценят свое время», — заключил эксперт.

С ним согласна и Екатерина Мизулина. По ее мнению, власти должны помогать тем платформам, которые соблюдают российское законодательство и работают прозрачно.

«Конечно, создание конкурентоспособных аналогов — процесс не быстрый. Аудитория YouTube на территории РФ примерно 78 млн человек и, конечно, они не перейдут сразу на аналоги. Это будет происходить постепенно, но даст нам дополнительные возможности в будущем — в случае, если мы будем продолжать сталкиваться с ограничениями иностранных платформ», — заключила она.

У России есть все возможности для создания достойных конкурентов западным компаниям, считает директор РОЦИТ Сергей Гребенников.

«Главное, чтобы продукт был конкурентоспособным. Почему люди пользуются, например, ресурсами Яндекса или Mail.Ru Group? Потому что это в первую очередь хорошие, конкурентоспособные продукты, которые по некоторым критериям даже превосходят иностранные сервисы», — сообщил он «Газете.Ru».

Кроме того, чтобы уравновесить положение российских и зарубежных СМИ, замечает Малькевич, необходимо, чтобы РКН добивался беспрекословного исполнения уже действующего закона о маркировке СМИ-иноагентов, который вступил в силу в декабре 2019 года. В ОП считают, что такие ресурсы игнорируют закон и не ставят маркировку.

«Мы довольно либеральны в нашей стране и просим, чтобы они самостоятельно маркировались. Мы не влезаем в их контент и не цензурируем его, в отличии от ситуации на западе. Мы как раз видим, что идет цензура отечественных СМИ и отечественных публицистов. И добиться маркировки СМИ-иноагентов необходимо, поскольку они на самом деле не имеют никакого отношения к СМИ и просто гонят галимую антироссийскую пропаганду. Читатели должны понимать, с чем они сталкиваются», — рассказал член ОП.