Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пролог к «Тангейзеру»

На «Золотой маске» показали «KILL» Тимофея Кулябина

«KILL» Тимофея Кулябина: на фестивале «Золотая маска» показали спектакль новосибирского театра «Красный факел» по знаменитой пьесе Шиллера «Коварство и любовь» в постановке автора «Тангейзера».

Историю о том, как против оперного спектакля в Новосибирске принялись протестовать сначала «оскорбленные верующие», а затем и вся Новосибирская епархия во главе с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном (причем никто из выражавших возмущение спектакля, кажется, так и не посмотрел), за последнее время успели услышать даже совсем далекие от театра люди. История действительно беспрецедентная — прежде всего потому, что

Новосибирский суд полностью оправдал и режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, а вот куда более строгое Министерство культуры не только осудило постановку, но и «приняло меры», уволив Мездрича и назначив вместо него руководителя петербургского Михайловского театра Владимира Кехмана, который сразу же снял оперу с репертуара.

В таких обстоятельствах обычный фестивальный показ «Маски» превратился в событие экстраординарное.

Билеты на спектакль были раскуплены за несколько недель, по театру носились съемочные группы множества телеканалов, в зале все время находились охранники, на выходе из театра зрителей встречали полицейские, а напротив дежурил автобус ОМОНа.

На спектакль Кулябина собрались многие из тех, кто до скандала с «Тангейзером» никогда не слышал его имя: одни — чтобы познакомиться наконец с творчеством режиссера, внезапно ставшего для них героем борьбы за свободу, другие — возможно, чтобы узнать в лицо своего врага.

В итоге и первые, и вторые увидели постановку, говорящую, как и «Тангейзер», на религиозные темы и способную, как и «Тангейзер», оскорбить лишь тех верующих, которые хотят оскорбиться.

За основу спектакля Кулябин взял пьесу Шиллера «Коварство и любовь» — романтическую драму, в которой градус кипящих страстей зашкаливает за все мыслимые пределы. Фердинанд, сын Президента при дворе немецкого герцога, влюбляется в дочь бедного музыканта Луизу, отец осуждает его и хочет поженить на содержанке герцога Леди Мильфорд. На руку и сердце Луизы претендует и секретарь президента Вурм. Заканчивается все трагически — почти все главные герои гибнут.

Для Кулябина же этот сюжет стал прежде всего очередной иллюстрацией к одной из самых важных для него тем — отношений человека с богом.

Когда спектакль идет в Новосибирске, он начинается со своеобразного эпиграфа — видеоперформанса, который показывается в фойе театра.

Луизу приковывают к кресту и забрасывают брызгами крови, или же просто красной краски (в театре эта грань, конечно, очень расплывчата). В каком-то смысле это видео отражает всю суть спектакля Кулябина:

героиня Шиллера превращается в сакральную жертву и впрямую отождествляется с Христом.

Иисус и сам присутствует на сцене — его глаза, глядящие из-под тернового венца, непрерывно проецируются на заднике. Бог смотрит за героями, наблюдая за всем, что с ними происходит, — и от каждого следующего сюжетного поворота, от каждого греха, который они совершают, и от любого момента, когда они страдают, на его лице появляются новые кровоподтеки, а по лбу стекает пот.

Это бог-зритель, бог-созерцатель. Он есть, его просто не может не быть, но сделать он давно уже ничего не способен. Луиза все время сидит на коленях и молится, глядя в прекрасные, провидческие глаза, полные сочувствия к человеку. Вот только ее мольбы так и останутся бесполезны, хоть и будут услышаны.

Кулябин ловко препарирует пьесу Шиллера, устраняя из нее все длинноты, языковые архаизмы, пафосные монологи и иногда чересчур извилистые сюжетные повороты. Он оставляет только суть, только канву сюжета, отсекая все лишнее и необязательное. В чем-то его подход к тексту близок методу немецкого режиссера Михаэля Тальхаймера — тот тоже переписывает классические пьесы, часто сокращая их в несколько раз и полностью сосредотачиваясь на возведенных до степени архетипов героев и их отношениях.

Вообще «KILL» легко представить себе в репертуаре какого-нибудь немецкого или польского театра — не только по способу работы с текстом, но и по форме спектакля, и по его актерскому языку.

Пространство, созданное художником Олегом Головко, — уходящая вглубь железная «коробка», с установленными вдоль стен крестами. Технократический мир, в котором все подчинено разуму и просчитано до мельчайших деталей.

Под стать этому миру и актерская игра. С актерами Кулябин проделал действительно огромную работу, сложную и непривычную даже для артистов «Красного факела», встречающихся с режиссером уже не в первый раз. Он постарался избавить их почти ото всех штампов, от всех неистребимых для русских артистов приемов дурно понятой системы Станиславского.

Можно сказать, что в лучшие моменты спектакля они вообще ничего не играют. Они произносят текст с максимальным отстранением, холодно и четко, почти отказываясь от эмоций.

Герои спектакля Кулябина — люди-схемы, голые функции. Они не имеют своей воли и действуют строго по велению судьбы: при всей своей концептуальной сложности, спектакль Кулябина остается строго в русле классического конфликта. Здесь у каждого своя задача. Один должен любить, другой — страдать, третий — плести интриги. Никакой двойственности, и никаких полутонов. Черное есть черное, белое есть белое.
Рефлексия в героях возникает, но только с помощью иронии. Президент Вон Вальтер оказывается поклонником современного танца и смотрит на большом экране то «Маленькую смерть» Иржи Килиана, то «Соло» Уильяма Форсайта.

Ничто человеческое ему не чуждо, как любому правителю, и мы знаем много примеров тиранов, которые обожают высокое искусство, умея прекрасно о нем рассуждать. «У президента тоже есть чувства», — комментирует секретарь Вурм, перед тем как тот запоет по-английски песню «Достучаться до небес».

«Ничего вокруг — лишь темнота, Похоже, я стучусь в небесные врата» — эти слова из песни Боба Дилана точно передают смысл спектакля Кулябина, говорящего о неразрешимом конфликте между человеком и богом.

Его центральной фигурой делается вовсе не герой-любовник Фердинанд, а несчастная Луиза, ставшая жертвой и преступницей в одном лице.

Кулябин перемонтирует текст так, что одна за другой идут три сцены, в которых Луиза, не видя другого выхода, предает своего любимого. Отрекается от него трижды, как апостол Петр от Бога.

Это история о том, как человек верит в бога — и отказывается от него, когда тот не может его защитить.

Кулябин, конечно же, отсекает шиллеровский финал, в котором все герои объясняются друг с другом, выясняют всю правду и перед смертью просят прощения. Убив Луизу, Фердинанд обращается напрямую к глядящему на сцену богу, и ему адресует изобличительный монолог, который в пьесе говорит своему отцу. Пытается его привлечь к ответственности за содеянное, сказать, что это он в ответе за все безумие мира.

Кулябин показывает, как просто нам бывает обвинять бога в том, что на самом деле сделали мы, — и это всегда очень удобно, когда есть на кого свалить вину.

Но для нас уже нет разницы, есть бог или нет: если он может только смотреть за нами и плакать. Может взять на себя наши страдания, но не в силах искупить их.

На самом деле все зависит только от нас самих. В нашей жизни давно уже каждый за себя, а бог против всех.

Новости и материалы
Глава МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Все новости