Московское значит бесплатное

Разработчики столичного закона об образовании обещают развенчать «мифы о всеобщей платности образования»

До каникул Мосгордума может принять городской закон об образовании, который будет соответствовать федеральному. Москва собирается оплачивать не только уроки, но и кружки и секции. Разработчики обещают, что новый документ развенчает «мифы о всеобщей платности образования».

В столице заканчивается работа над проектом нового городского закона об образовании — не позднее 15 мая документ будет передан в правительство Москвы, а в начале июня поступит на рассмотрение в Мосгордуму. Разрабатывает законопроект рабочая группа, сформированная городским департаментом образования и думской профильной комиссией.

Как отмечают в городском парламенте, столица будет первым регионом, скорректировавшим свое образовательное законодательство после принятия в конце прошлого года федерального закона «Об образовании в РФ».

Как пояснил «Газете.Ru» председатель думской комиссии по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков, новый закон об образовании заменит четыре действующих документа: законы «О развитии образования в Москве», «Об общем образовании», «О начальном и среднем профессиональном образовании» и «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». А также приведет городское законодательство в соответствие с федеральным. По его словам, вносить изменения в четыре действующих закона нецелесообразно уже потому, что коренным образом изменилась терминология.

Что касается содержательной части, то в городском документе должны появиться новые нормы, закрепленные в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В частности, речь идет о гарантии общедоступности среднего профессионального образования (сейчас такое образование можно получить на конкурсной основе). Вводится учет детей дошкольного возраста, причем не только в целях подготовки к школе, как это было всегда, но и для оценки потребности московских детей в дошкольном образовании. В будущем городском законе, в соответствии с федеральным, будет также вестись учет выбранных родителями различных форм получения образования, как в образовательном учреждении (очная, очно-заочная, заочная), так и вне его (семейное и самообразование).

Кроме того, отметил Кругляков, в новом законе будет закреплена обязанность городского бюджета по ресурсному и финансовому обеспечению не только преподавания школьной программы в рамках стандарта, но и внеурочной деятельности в стенах школы – спортивных клубов и секций, школьных научных обществ, олимпиад, других форм, отличных от урочной, в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

По его словам, школы будут формировать свои образовательные программы, исходя из трех составляющих: обязательных федеральных требований государственного стандарта, региональных требований и потребностей учеников и их родителей.

«Все, что направлено на расширение объема урока по основным предметам, должно оплачиваться из городского бюджета, — пояснил депутат. – Перечень бесплатных кружков и секций будет определяться самой школой в зависимости от утвержденной образовательной программы. Если это школа с углубленным обучением физики, в ней может быть кружок физики и астрономии, в школе с художественным уклоном – бесплатная изостудия».

По словам Круглякова, в последнее время тема образования «обрастает мифами» о его всеобщей платности. И поэтому гарантированность получения бесплатного, доступного и качественного образования обозначена уже в самом названии городского законопроекта: «Об обеспечении государственных гарантий прав жителей города Москвы на получение образования».

Между тем, форсируя принятие нового закона, московские власти не подготовили базы для его исполнения.

Это касается как дефицита мест в детских садах, так и нехватки учреждений объявленного общедоступным профобразования. Как выяснилось во вторник на заседании комиссии по образованию и молодежной политике, посвященной «структурно-содержательной модернизации системы начального и среднего профессионального образования города», система переориентировалась на потребности рынка — заказы окружных администраций по необходимым им специальностям и запросы конкретных работодателей. На базе столичных колледжей создаются «многофункциональные центры прикладных квалификаций», а стандартные программы теснят кратковременные курсы профподготовки.

«Профобразование становится ближе к работодателю. Система гибкая, что позволяет повысить уровень подготовки студентов, обеспечить мобильность рабочих кадров при переходе предприятия на новые технологии. Помимо этого система будет способствовать привлечению инвесторов», — заявил на заседании руководитель учебно-методического центра профессионального образования Артем Киселев. При этом четко ответить на вопрос депутатов о том, сможет ли принять система профобразования всех желающих, представитель департамента образования не смог.

По его словам, чтобы удовлетворить потребности города, нужно «заметно больше» учреждений начального и среднего профобразования, однако «точной информации нет».

Не видит необходимости спешить с принятием нового закона и уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. По его словам, городской образовательный закон должен пройти общественное обсуждение в профессиональной и родительской среде, учесть предложения педагогических объединений. И проводить это обсуждение во время летних каникул, когда никого из них не будет на месте, неправильно.

Что до содержательной части будущего закона, то, по словам уполномоченного, его задачей будет отследить, чтобы из документа не выпали никакие из действующих на сегодняшний день гарантий.

«Некоторые нормы городского законодательства на сегодняшний день сильнее федеральных, — пояснил омбудсмен. – Например, в нем гораздо больше внимания уделено образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и дано больше гарантий. То же самое касается профессионального образования. И главное, прописано много подробностей, которые должен выполнять город».

С другой стороны, в федеральном законе, в отличие от действующего московского, есть статьи, посвященные одаренным детям. «Надеюсь, что они появятся в городском законе и будут прописаны более подробно. Федеральный закон несколько более абстрактен, но каждый регион может вводить свои дополнения в плюс. Москва всегда была одним из лидеров образования для самых разных категорий детей», — говорит Бунимович. Одной из самых сложных категорий сегодня становятся дети-мигранты. По словам уполномоченного, в Москве эта проблема стоит в острее, чем в целом по России. Поэтому, по его мнению, в законе должны появиться нормы, связанные с обучением в московских школах детей, для которых русский язык не является родным.

Между тем в экспертном сообществе сомневаются, что Москве удастся обеспечить декларируемую бесплатность образования.

«Платные услуги в образовании будут только расширяться: со временем платными могут стать не только дополнительные уроки углубленного изучения предметов, но и сами «необязательные» предметы, — заявил «Газете.Ru» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. — Это вытекает из федерального законодательства, которое, во-первых, отнесло развивающую деятельность в разряд дополнительного образования, а во-вторых, изменило статус муниципальных учреждений (автономные, бюджетные, казенные). И мне непонятно, каким образом разработчики московского закона могут это обойти».