Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Российские СМИ уходят из США

Как в США борются с «российской пропагандой»

Президент Владимир Путин и главред RT Маргарита Симоньян на выставке в Москве, 2015 год Михаил Климентьев/РИА «Новости»
Президент Владимир Путин и главред RT Маргарита Симоньян на выставке в Москве, 2015 год

Срок, до которого финансируемые российским правительством телеканал RT и агентство Sputnik обязаны по требованию США зарегистрироваться как иностранные агенты, истекает 17 октября. В США считают, что российские англоязычные медиа ведут пропаганду и не имеют редакционной независимости. Ситуация осложняется тем, что параллельно ФБР ведет свое расследование в отношении агентства Sputnik.

Министерство юстиции США обязало телевизионную компанию RT и новостное агентство Sputnik, которые ведут вещание на территории США, зарегистрироваться как иностранные агенты.

Реклама

Речь идет о так называемом законе FARA (The Foreign Agents Registration Act), принятом в 1938 году на волне борьбы с влиянием нацизма в США. Закон обязал иностранные компании, которые хотели оказывать влияние в США, зарегистрироваться в Минюсте Штатов в качестве агентов.

Письмо, полученное от властей США, вызвало негативную реакцию в руководстве российского телеканала. Главный редактор RT Маргарита Симоньян заявила, что власти США фактически «выживают» телеканал из страны. Симоньян считает, что требования американских властей могут заставить телекомпанию прекратить вещание в США. «При худшем развитии событий мы покидаем территорию США, мы больше там не вещаем. При худшем развитии событий Россия отвечает тем же по отношению к американским СМИ», — сказала ранее Симоньян в эфире передачи «Итоги недели».

По мнению американских экспертов, власти США хотят заставить телеканал принять новые правила игры, так как считают, что RT занимается не журналистикой, а пропагандой и финансируется на деньги Кремля.

Эксперты считают, что несмотря на выдвинутые властями США требования, российским СМИ не стоит уходить из медийного пространства Америки.

«Лучше зарегистрироваться и использовать имеющуюся базу американских законов, чтобы отстаивать свои права», — говорит «Газете.Ru» политолог-американист Сергей Станкевич.

Даже с учетом того, что статус «иностранного агента» принесет определенные издержки, RT все равно окажется в не самой плохой компании. Кроме англоязычной газеты China Daily, в списке «иностранных агентов» значатся респектабельный японский телеканал NHK и южнокорейский телеканал KBS. К тому же, в отличие от России, где аналогичный статус имеет негативную коннотацию, в США это выражение не имеет подобного значения.

Sputnik разведчика

Тучи над российскими государственными СМИ в США сгустились уже давно. В настоящее время проверку в отношении информационного агентства Sputnik ведет ФБР. В ведомстве хотят понять, не нарушает ли агентство положений закона об иностранных агентах. В распоряжении ФБР оказалась внутренняя переписка Sputnik.

Ранее названия российских государственных СМИ звучали и в докладе о вмешательстве российских властей в американские выборы.

В отчете, составленном тремя ведущими американскими разведслужбами, говорится о связях RT и Sputnik с «российской пропагандистской машиной», также упомянуты связи российского телеканала с Джулианом Ассанжем.

В Москве эти данные посчитали несерьезными. В США при этом настаивают на вмешательстве России в выборный процесс, однако эксперты отмечают, что определить его реальное влияние на выборы президента США сложно. По мнению американского эксперта, аналитика Института Гудзона в Вашингтоне Ричарда Вейца, трудно сказать, какова реальная доля вмешательства России в выборы в США. «Большинство этих данных содержится в секретной части доклада, и те, кто осведомлен о его содержании, не раскрывают деталей», — говорит эксперт «Газете.Ru».

В России уже предупредили США, что не оставят действия американских властей в отношении RT и Sputnik без ответа.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова в воскресенье, 8 октября, отметила, что российский закон «О СМИ» от 1991 года включает в себя статью, предписывающую «адекватный ответ в отношении корреспондентов той страны, которая применяет ограничительные меры в отношении российских СМИ».

Союз журналистов России (СЖР), в свою очередь, заявил, что меры, предпринимаемые Белым домом против российских СМИ, «являются беспрецедентными», и назвал их «охотой на ведьм».

Ведущий ТВЦ Роман Бабаян, который присутствовал на заседании комиссии Совета Федераций по этому вопросу, рассказал, что на тех, кто выступал на телеканале RT в качестве спикеров, оказывалось давление. По словам ведущего, гостям угрожали проблемами, если они не прекратят сотрудничество с каналом.

Возможные ограничительные меры, которые США предпринимают против российских СМИ, вызывают недовольство и со стороны части американского журналистского сообщества, а также американских неправительственных организаций. В частности, с критикой мер американских властей выступила организация Public Citizen, основанная леволиберальным американским политиком Ральфом Недером. Ее представитель Крейг Холман рассказал изданию The Hill, что, по его мнению, подобные меры напоминают «шаги Кремля» по отношению к СМИ.

Война финансов

Стоит отметить, что пропагандистским влиянием российских государственных СМИ в США обеспокоились задолго до прихода к власти администрации Трампа.

О том, что американские радиостанции, вещающие на Россию, следует реформировать, говорил в свое время посол США в России Майкл Макфол. Дипломат подчеркивал, что они должны стать важным элементом «мягкой силы».

В интервью «Газете.Ru» Макфол отмечал, что американские СМИ, которые финансирует государство, поставлены в неравные условия по сравнению с российскими. «В российских кабельных сетях нет программ, которые производит правительство США, в то время как RT можно легко найти на американском ТВ. Sputnik только что открыл радиостанцию в Вашингтоне. «Голоса Америки» нет на FM-волнах в России», — перечислял Макфол. При этом, по его мнению, «чрезмерной реакции на RT и Sputnik в США тоже быть не должно».

В настоящее время годовой бюджет подведомственных совету управляющих по вопросам вещания СМИ составляет $700 млн, из них на работающие на Россию и страны бывшего СССР тратится около $ 90 млн. При этом общий бюджет RT для работы во всех странах, где представлен телеканал, достигает отметки в $300 млн.