Акустический «туман», возникающий в океане из-за деятельности человека, лишает морских млекопитающих возможности общаться, ориентироваться в пространстве, добывать пищу и размножаться, сообщает «Компьюлента» со ссылкой на исследование французских и испанских ученых.
Рокот корабельных двигателей, гидролокационные сигналы, взрывы при проведении сейсморазведки и подводный грохот от военных испытаний — все это привело к тому, что уровень шума в океанских водах стал просто невыносим для некоторых морских млекопитающих. Морские глубины уже давно перестали быть безмолвными: за последние пятьдесят лет интенсивность звука под водой выросла в среднем на 20 децибел.
Звук — вот с помощью чего китовые общаются и воспринимают своё окружение. Слух для морских млекопитающих так же важен, как зрение для человека.
Недавнее исследование показало, что движения малого катера на низкой скорости по мелководью может быть достаточно, чтобы сократить слышимость дельфина-афалины на 26%, а в случае с черным дельфином этот показатель составит 58%.
Проблема шумового загрязнения особенно остро стоит в Арктике, где человек ведёт наблюдение за новыми морскими путями и ищет нефть с газом. Из-за повышения уровня шума морские млекопитающие вынуждены покидать обжитые ареалы и адаптироваться к совершенно новым местам. К примеру, нарвалы населяют очень ограниченный ареал, и если там станет слишком шумно, то им просто некуда будет деться. Те же сложности могут возникнуть у исключительно чувствительных к звукам белух (полярных дельфинов), способных распознавать корабли на 30-километровом удалении.
По мнению учёных, причиной массовых выбросов дельфинов и китов на берег являются средне- или низкочастотные активные гидролокаторы. Низкочастотные звуки оглушают животных, и их поведение становится неадекватным. Дельфины ведут себя агрессивно, бросают детенышей, теряют ориентацию и выбрасываются на сушу, а киты прекращают поиск пищи, сводят на нет свои «щелчки» и уплывают на целые километры от опасной зоны. Иногда гидролокаторы вызывают внутренние кровоизлияния или разрушение тканей, из-за чего животные гибнут.