Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Сплошной ревизионист Путин

Путин призвал экономить, провести «сплошную ревизию» социальных обязательств государства

Рустем Фаляхов 14.05.2010, 20:26
ИТАР-ТАСС

Говорить об окончании глобального экономического кризиса преждевременно, считает премьер Владимир Путин. А потому России надо наконец-то начать экономить — провести «сплошную ревизию» социальных обязательств государства, добиться эффективности трат из казны. И при этом как-то не забыть об инновациях и модернизации экономики.

«События последних недель (проблемы еврозоны — «Газета.Ru») показали, что говорить о полном завершении глобального кризиса пока рановато, явно преждевременно», — сказал Путин, выступая в пятницу на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.

А раз уж глобальный кризис продолжается, то и Россия не может позволить себе прежнего размаха в расходовании средств бюджета. Более того, необходимо научиться наконец-то экономить.

«В ближайшие три года возможности государства по увеличению расходов будут, мягко говоря, ограничены, а это значит, за те же средства мы должны сделать больше»,

— сказал Путин. Сделать больше за те же деньги можно, но для такого маневра, считает премьер, придется вывести нулевой дефицит бюджета, еще больше сбить инфляцию, отказаться от некоторых социальных обязательств, реформировать естественные монополии, а главное, разработать и принять принципы повышения эффективности бюджетных расходов.

Начать можно со «сплошной ревизии имеющихся обязательств, жестко отсечь неэффективные и второстепенные расходы, оценить альтернативные варианты, выбрать наименее затратные».

Затем последовательно снижать инфляцию, съедающую бюджетные ассигнования. Путин напомнил, что инфляция в январе — апреле 2010 года составила 3,5%. «Это самый низкий показатель с 1991 года, однако нам необходимы более амбициозные планы», — сказал премьер.

И, конечно, необходимо выдерживать намеченный график сокращения дефицита федерального бюджета до 3% ВВП в 2012 году, а затем и до 0% в 2015 году. Отсутствие дефицита бюджета должно быть нормой, подчеркнул Путин.

По уточненным данным главы Минфина Алексея Кудрина, дефицит бюджета в 2010 году составит 5,2—5,4%. Ранее прогнозировался дефицит в размере 6,8%. Прогноз уточнен с учетом обязательств, связанных с дефицитом бюджета Пенсионного фонда — он будет больше прогнозного. «Но даже с учетом этого мы не выйдем за 5,4%», — считает Кудрин. В 2011 году дефицит бюджета составит 4% ВВП при цене на нефть $70 за баррель и увеличится до 8% ВВП при цене на нефть $50 за баррель, отметил министр.

При нулевом дефиците бюджета и после окончательного выхода из кризиса Россия должна вернуться к практике накопления резервов, добавил Путин. Но уже в 2011 году Резервный фонд России покажет дно.

Еще один «резерв» для экономии — это естественные монополии. Их нужно реформировать, признал премьер.

Но главное — эффективность госрасходов. Еще в марте Минфин обнародовал проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, разработанной в соответствии с посланием президента Федеральному собранию. Минфин предлагает не увеличивать бюджетные расходы, а те, что запланированы, жестко увязать с достижением конкретного результата. Все расходы бюджета предлагается разложить на долгосрочные целевые программы (ДЦП). Каждая ДЦП должна быть снабжена целевыми индикаторами с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников.

Премьер пообещал, что на ближайшем заседании правительство рассмотрит минфиновскую программу. Правда, программа пока не готова, и премьер поручил министрам ускорить ее разработку. «Каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат», — напутствовал Путин разработчиков программы.

Бюджетная реформа в России повлечет за собой изменение работы органов госфинконтроля, например Счетной палаты, считает Путин.

Госконтроль должен осуществляться прежде всего в отношении органов власти и должностных лиц, поскольку именно чиновники обязаны обеспечивать эффективное использование бюджетных ресурсов. «А проверки бизнеса нужно оставить другим надзорнам органам, их у нас, как вы понимаете, достаточно»,

— подчеркнул премьер.

Добиться эффективности госрасходов не получится, если некорректно планировать бюджет, во многом зависящий от стоимости нефти, заявила на совместной коллегии глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Нужно закладывать в бюджет консервативный прогноз по стоимости барреля, а не искусственно заниженный.

«Если говорить о ценах на нефть, в рамках которых нужно иметь сбалансированность бюджета, то, на мой взгляд, планировать бюджет нужно, исходя не из специально заниженных цен на нефть. Мы должны определить реальные цены, исходя из консервативных прогнозов»,

— сказала министр.

Она напомнила, что Минэкономразвития недавно уточнило свой прогноз по ценам на нефть на 2010—2013 годы (в 2010-м и 2011-м — $76 за баррель, в 2012-м — $78 и в 2013-м — $79). По ее мнению, «мы должны формировать доходы, исходя из этого прогноза, и проводить политику по повышению эффективности расходов, безусловно, сокращая дефицит бюджета».

Но если заложить в бюджет заниженную оценку цены нефти, например в $70 за баррель, и переходить к бездефицитному бюджету, то, по оценке ведомства, это может привести при сохранении всех социальных выплат и выплат на оборону к сокращению всех федеральных целевых программ , связанных с наукой, здравоохранением, образованием и сельским хозяйством. «В реальном выражении — на 30% за три года», — подсчитала Набиуллина. Это сокращение нельзя будет компенсировать за счет повышения эффективности расходов бюджета, предупредила министр.

Все последние годы госрасходы возрастали. Даже в разгар кризиса российский бюджет оставался социально ориентированным, и власти еще в прошлом году бравировали тем, что расходы на социалку удалось сохранить на докризисном уровне. О предстоящем сокращении госрасходов и эффективных тратах из казны впервые всерьез заговорили только пару месяцев назад. В начале апреля на конференции в Высшей школе экономики Кудрин откровенно заявил, что Россию ждёт десятилетие без роста госрасходов. К 2015 году, по консервативному сценарию, госрасходы снизятся на 20%, и только к 2020 году страна вернется к уровню расходов этого года. Так что самое время экономить и менять психологию, в том числе и правительственным чиновникам. Например, промышленный блок правительства предлагает программы субсидирования экономики, превышающие докризисные, и всё это за счёт госбюджета, негодовал Кудрин.

Раздуванию госрасходов способствует не только инерция мышления чиновников, но и наличие коррупционной составляющей во многих госпроектах, существование «откатов», повышающих стоимость любого государственного проекта,

отмечает руководитель практики государственного консалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин. Не удивительно, что программа повышения эффективности бюджетных расходов с большим трудом проходит все согласования и непонятно, когда и в каком виде будет принята.

Что касается «честности» планирования бюджета, а если шире — честности прогнозирования развития экономики, то это давний конфликт между Минфином и значительной частью российских экономистов, отмечает Калинин. Еще лет пять назад Минэкономразвития само активно занималось занижением прогноза цен на нефть и в целом прогнозных индикаторов развития отечественной экономики, «поскольку всегда приятно перевыполнить план по росту ВВП, чем оправдываться за результат ниже ожиданий».

А Минфин во главе Кудриным всегда проводил сбалансированную (то есть, по определению, весьма слабо стимулирующую экономическое развитие) бюджетную политику, не допуская роста расходов выше «стабильного» уровня. Практика кризиса показала, что в условиях неэффективных госрасходов это было правильным решением, полагает эксперт. «Но если у властей есть серьезное желание решать проблему эффективности, тогда планировать бюджет и количество поступающих в него нефтедолларов нужно честно, а «временно избыточные» средства, появившиеся благодаря добросовестному прогнозу, могут быть пущены на подъем экономики», — говорит Калинин.

Но если рост бюджета будет использован для увеличения уже взятых государством соцобязательств, то от обвала российскую экономику не спасет даже реально скроенный бюджет. «К сожалению, повышение налогов (с 2011 года) и обсуждаемое сейчас сокращение госрасходов — действия, прямо противоречащие преодолению кризисного состояния экономики, созданию условий для стимулирования инноваций и модернизации экономики», — резюмирует эксперт.