Потребительский б/у

Кризис изменил потребительские настроения: люди предпочитают сберегать, а если покупать — то подержанное

,
ИТАР-ТАСС
Потребительские настроения европейцев постепенно восстанавливаются после кризиса. Но структура потребления меняется, новая мода — покупать подержанное. А каждый второй и вовсе предпочитает не тратить, а копить. Особенно резко возросла тяга к сбережениям у россиян.

«Два года потребительские настроения европейцев оставались на очень низком уровне, но сегодня они готовы поверить в обещанный им европейскими правительствами подъем в 2010 году», — утверждают эксперты кредитной компании L'Observatoire Cetelem по результатам исследования, проведенного в 12 странах Европы: Германии, Бельгии, Испании, Франции, Венгрии, Италии, Польше, Португалии, Чехии, Великобритании, России и Словакии. Если в 2008 и в 2009 годах уровень потребительского настроения снижался, то в 2010-м он повысился.

Россия — не исключение. «У россиян кризис во многом ассоциируется с тем, что происходит на валютном рынке», — объясняет директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. А с февраля прошлого года наблюдается некая стабильность, и рубль только укрепляется. Это для населения показатель того, что в экономике все нормально.

Тем не менее кризис усилил желание копить, а не тратить: такие настроения почти у половины опрошенных европейцев. Особенно это касается Испании, Франции, Италии и Португалии.

Но наиболее резко изменились предпочтения россиян. На вопрос: «Планируете ли вы в течение ближайшего года увеличивать свои сбережения?» сейчас отвечают положительно 63% — против 22% в прошлом году.

«В первые три месяца 2010 года население очень осторожно тратит деньги», — подтверждает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков. Возможно, считает аналитик, это связано с тем, что недостаточно быстро восстанавливается уровень доходов.

Впрочем, тяга к накоплению объясняется не только тем, что людей напугали «черные дни». «На фоне сокращения кредитования банки стали активно предлагать разнообразные продукты по вкладам, с хорошими процентами, и это было подкреплено рекламой», — говорит эксперт по рынку финансовых услуг исследовательской компании КОМКОН Мария Воробьева. Процентная ставка по вкладам в 2009 году впервые превысила процент инфляции.

Кризис перестроил и потребительские предпочтения. Одна из тенденций — настоящий взлет рынка товаров, бывших в употреблении, отмечает управляющий директор российского подразделения Cetelem Филипп Безье.

Две трети европейцев признались, что уже покупали товары на вторичном рынке, делали это не один раз и готовы делать в будущем.

Немцы, венгры и поляки делают особо много таких покупок, в то время как русские, португальцы и испанцы пока отстают. Впрочем, и в России покупал что-либо подержанное каждый пятый опрошенный.

«Рынок подержанных автомобилей всего на 10% снизился — в отличие от рынка новых автомобилей, где продажи упали наполовину», — подтверждает наличие тенденции Николаев.

Автомобили — одна из наиболее востребованных на вторичном рынке группа товаров во всей Европе. Но активно покупают и старую одежду, и игрушки, а также «культтовары» (книги, CD, видеоигры).

Потребители стали не только активно покупать, но и продавать использованные товары. 39% европейцев (30% в России) уже продавали подержанные «культтовары», а 38% — машины. С небольшим отставанием идут электробытовые приборы и одежда. Причем, продав что-то однажды на рынке подержанных товаров, покупатель, как правило, сделает это снова.

«Интернет дал дополнительный толчок к развитию вторичного рынка», — добвляет Безье. Сайты онлайн-продаж процветают, например, аукцион eBay насчитывает более 70 миллионов активных участников по всему миру, половина которых проживает за пределами США, в основном в Европе.

«Масштаб лихорадки продаж в интернете таков, что некоторые люди в условиях нынешнего кризиса нашли в этом отдельный источник доходов»,

— говорит Безье.

Кроме того, «интернет за несколько лет проявил себя как самый удобный помощник покупателя при выборе наилучшего соотношения цены-качества», считают авторы исследования. Потребители ищут в сети сравнительные характеристики нескольких видов товаров и цены, предлагаемые разными производителями из любой точки мира. «Сегодня интернет играет роль самого крупного склада в мире», — признает Безье.