Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Хотелось сделать «Ледокол» советским фильмом»

Режиссер Николай Хомерики о своем фильме «Ледокол»

Режиссер фильма «Ледокол» Николай Хомерики рассказал «Газете.Ru», как он из фестивального режиссера превратился в автора одного из главных фильмов года, а также о творческих компромиссах и плюсах советской эпохи.

— Вы понимаете, почему продюсер Игорь Толстунов обратился именно к вам? Не было такого вопроса, когда предложили снимать «Ледокол»?

— Я, конечно, об этом думал, и мне кажется — правильно обратились (смеется). Продюсерам, очевидно, требовалось, чтобы герои фильма были живыми людьми, а не просто функциями, как это обычно бывает в таком кино. А это как раз то, чем занимается авторское кино, жертвуя, как правило, четким жанром и зрелищностью. С другой стороны, у меня был сериал «Синдром дракона» — более-менее зрительский. По нему ясно было, что я могу это сочетать.

— Сразу согласились?


— Нет, не сразу.

— В чем сомневались?

— Надо оно мне вообще или нет. Тут очень грамотно поступил продюсер. Он предложил мне для начала поработать над литературным сценарием, и меня как в воронку затянуло в этот мир, в Антарктиду, к этим людям… Я, конечно, захотел сам это снять.

— Что для вас в этом мире было самым привлекательным?

— Ну, это как другая планета. Я, правда, хотел пожестче кино сделать, более натуралистично, приближенно к реальности.

Люди на «Сомове» ведь под конец дрейфа уже не выходили из кают и превратились в таких замороженных существ, смотрящих в одну точку.

В фильме это чуть-чуть не так: ориентированность на широкого зрителя требовала некоторых компромиссов, и, мне кажется, нам удалось их найти. С одной стороны, картина про дрейф и людей, с которыми зритель проводит два часа в замкнутом пространстве, а с другой — там все время что-то происходит. Это было самое сложное — заставить сюжет двигаться, не сразу стало ясно, как это сделать. В классических фильмах-катастрофах типа «Армагеддона» сюжет понятен, а тут — нет.

— Ну, был, например, фильм «Красная палатка»…

— Вот-вот, был, о том и речь (смеется). Для меня самым сложным и интересным вызовом было как раз придумать такой гибридный жанр: производственная драма, фильм-катастрофа, приключения. И так замесить этот коктейль, чтобы он сработал. И тут есть большая опасность: чуть в сторону — и зритель уже не понимает, где он находится.

— Что для вас, несмотря на все компромиссы, в «Ледоколе» самое важное, ценное? Может быть, какая-то ключевая сцена?

— Надо подумать… Наверное, это сцена самоубийства — для меня она ключевая. Был вариант выбросить ее, чтобы действие скорее развивалось, но мы решили ее оставить — и слава богу.

— Вы же, в отличие от многих зрителей, уже были в сознательном возрасте во время этого дрейфа. Что-нибудь помните?

— Да нет. Мне 10 лет было, я тогда газету «Правда» не читал. Но время то помню и ощущения от него хорошо помню. В этом, конечно, разница между сорокалетними и тридцатилетними — мое поколение стало последним, заставшим дыхание Советского Союза. Для нашей съемочной группы — там как раз всем лет по сорок — это было такое погружение в детство. СССР для нас — детство, а это та пора, из которой всегда запоминаешь хорошие моменты — предметы, музыку, одежду.

— Насколько вообще эпоха важна была для вас в истории про людей, застрявших в Антарктиде?

— Как это сказать…

Мне хотелось сделать «Ледокол» советским фильмом — в хорошем смысле.

Была же масса хорошего кино тогда и вообще много хороших вещей, хотя были и ужасы, о которых тоже надо обязательно говорить и снимать фильмы. Но для меня важно, что отношения между людьми были другими.

— Ну да, у вас даже, когда капитан Пускепалис бьет капитану Федорову морду, понятно, что это…

— Семейное дело, да (улыбается). Но так ведь и было, насколько я помню. Все было по-товарищески, по-семейному. Сейчас такие отношения тоже встречаются, но уже за пределами Москвы. Я поэтому некоторое время назад переехал в Санкт-Петербург, очень устал от всего этого, хотя работать все равно приходится здесь… Но я отвлекся. В общем, в ту эпоху было больше теплоты между людьми, мне хотелось это показать. А вообще, интонация же всегда идет от режиссера. Ты можешь даже сценарий снимать про доброту, но если этого нет внутри тебя, то ничего не получится. А я, извините за пафос, люблю людей — даже плохих вроде бы, и это само собой проецируется на экран.

— Да, в «Ледоколе» симпатии не вызывает только кагэбэшник…

— Это нам просто времени не хватило. Если бы фильм длиннее был, он бы вернулся в Ленинград, в свою квартиру. Сидел бы там в ванной и плакал, а нам было бы его очень жалко.

— До «Ледокола» вы сняли «Сердца бумеранг», который вышел одной копией. Сейчас сделали блокбастер. Понимаете уже, что дальше? Чего хотелось бы?

— Да, я уже работаю над следующей картиной. Это будет психологический триллер по роману Сергея Минаева «Селфи». С Константином Хабенским. Большой проект.

— То есть опять продюсерская картина. Вам правда интересно или это потому, что надо работать?

— Работать, конечно, надо, это я очень четко понимаю. А дальше пытаюсь понять, чего я хочу, что мне надо от этих проектов, и выбираю.

— Много предложений?

— Да, в последнее время довольно много. В основном сериалы, но были и фильмы — это не так принципиально. Был мистический триллер, было кино про Советский Союз, конечно…

Важно, чтобы фильм в итоге стал моим ребенком. Если я у продюсера в глазах не вижу возможности сделать это кино своим, то это не моя история.

— А новый авторский проект планируете?

— Да, я думаю над ним, он зреет. Такое кино надо делать, когда высказывание накопилось, сформировалось. Когда накопится — обязательно сделаю.

Новости и материалы
Полянский назвал причину отказа западных дипломатов контактировать с делегациями РФ
Вратарь сборной России высказался против матча со сборной Медиалиги
Мирошник заявил, что Запад на Украине занимается незаконной медицинской деятельностью
В ЕС разрешили добавлять порошок из насекомых в пищевые продукты
В аэропортах Поволжья отменили ограничения на полеты после угрозы атак БПЛА
Победитель шоу «Битва иллюзионистов» требует с Люси Чеботиной почти 2 миллиона рублей
Рогов сообщил об уничтожении крупного пункта дислокации ВСУ в Запорожской области
Сожительница украла у бойца СВО несколько миллионов и продала его авто
Стало известно, сколько россияне потратят на День святого Валентина
В Саратове ликвидировали возгорание на предприятии после атаки беспилотника
Экстренные отключения света введены на всей территории Украины
Системы ПВО уничтожили два беспилотника над Волгоградской областью
Маск резко раскритиковал заявление Зеленского об Украине
Силы РФ сорвали подготовку наступления ВСУ на Белгородскую область
Прораб поленом избил рабочих, которые пришли на пилораму пьяными
Названы самые популярные автомобили у россиян
Маск собирается купить создателей ChatGPT за почти $100 млрд
79-летней звезде фильма «Чародеи» понадобилась срочная помощь врачей
Все новости