Пенсионный советник

Британия, совершенный вид

Начинаются показы фильмов из Великобритании на фестивале «Новое британское кино»

Владимир Лященко 30.10.2013, 19:24
Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

XIV фестиваль «Новое британское кино» в Москве открывается премьерой фильма «Диана: История любви». Картины из программы фестиваля будут показаны в Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске.

В среду, 30 октября, в московском кинотеатре «Формула Кино Горизонт» российской премьерой фильма «Диана: История любви» начинается XIV ежегодный фестиваль «Новое британское кино». В программе 17 полнометражных фильмов, в том числе 2 документальных и 3 дебютных, плюс 4 короткометражки.

Сокращенная версия программы будет также показана в Санкт-Петербурге (с 30 октября по 5 ноября в кинозале отеля «Англетер»), Екатеринбурге (с 30 октября по 6 ноября в кинотеатре «Салют») и Новосибирске (с 11 по 17 ноября в кинотеатре «Победа»). С расписанием можно ознакомиться на сайте «Нового британского кино». «Газета.Ru» выбирает лучшие фильмы фестиваля и предупреждает о сомнительных, которых, впрочем, в программе немного.

Определенно да

«Грязь» (Filth)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Фильм по роману Ирвина Уэлша, в котором Джеймс Макэвой играет пошедшего вразнос полицейского-наркомана, вовсю сравнивают с «На игле» Дэнни Бойла. Экранизировал книгу Джон С. Бэйрд, человек с соответствующими пристрастиями: он был продюсером «Хулиганов зеленой улицы», а позже сам перенес на экран автобиографию отца-основателя Inter City Firm (группировки фанатов «Вест-Хэм Юнайтед») Кэррола «Касса» Пеннанта (картина так и называется — «Касс»). Критики называют выступление Макэвоя мощным, заряженным, отчаянным, лихим и отмечают, что черный юмор первоисточника стал еще резче и страшнее в киноадаптации.

«Алан Партридж: Альфа-отец» (Alan Partridge: Alpha Papa)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Актер Стив Куган для Англии больше чем актер: звезда «Круглосуточных тусовщиков» является одним из тех людей, кто олицетворяет английский юмор. А герой фильма Алан Партридж для Стива Кугана больше чем персонаж: провинциальный журналист, нелепый, наглый, неполиткорректный, вечно выставляющий себя идиотом, впервые появился в радиоэфире BBC еще в 1991 году. С тех пор Куган был Партриджем в различных радио- и телешоу, включая отдельный сериал «Я, Алан Партридж». В общем, Алан Партридж был кугановскими Боратом, Али Джи и Бруно еще до появления всех перечисленных. Неудивительно, что полнометражный фильм про то, как этот человек спасает родную радиостанцию, занял первую строчку бокс-офиса, выйдя в прокат в Великобритании.

«Двойник» (The Double)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Второй (после «Субмарины») фильм Ричард Айоади, известный по роли Мосса в сериале «Компьютерщики» («The IT Crowd»), снял по повести Достоевского «Двойник». Действие перенесено в современный Лондон, абсурд доведен до комедийного, параноидального чиновника Голядкина (здесь его зовут Саймон), который сходит с ума, обнаружив, что его жизнь разрушает злокозненный двойник (захватчика зовут Джеймс), сыграл Джесси Айзенберг. Бонус — Миа Васиковска в роли любовного интереса героя.

«Великан-эгоист» (The Selfish Giant)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Режиссер Клио Барнард снимала короткометражный видеоарт, а три года назад выстрелила пронзительным наполовину документальным, наполовину игровым «Арбором» (The Arbor): фильм рассказывал о том, как жила в Брэдфорде гений из ниоткуда Андреа Данбар: в 15 лет написала автобиографическую пьесу про подростковые секс и беременность, про смерть, про алкоголь, про безысходность, назвала ее «Арбор» — по имени пригорода, где жила, в 29 лет умерла от инсульта в местном пабе.

Новый фильм Барнард уже совсем художественный, но действие разворачивается в том же Брэдфорде, а героя зовут Арбор: это дикий подросток, решающий разбогатеть, воруя и продавая силовые кабели сборщику цветных металлов. Контраст буйной энергии Арбора — друг Свифти, большой и рассудительный настолько, что скорее кажется заторможенным. Игра Коннера Чепмена и страстность истории делают это кино похожим на взрывную, смертельно опасную силу, что течет в жилах тех линий, на которые позарился герой.

«За тех, кто в море» (For Those In Peril)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Любимец рыбацкой деревушки Майкл (Джордан Янг) взял младшего брата Аарона (Джордж Маккэй) в море, да не вернулся сам, и товарищи Майкла не вернулись, а вернулся только Аарон. И нет ему теперь покоя: в голове пустота вместо воспоминаний о трагедии, неверие в гибель старшего брата да дикие фантазии о морском дьяволе. Аарона и раньше земляки недолюбливали, мальчик был со странностями, а теперь и вовсе видеть не хотят — одна невеста Майкла (Никола Бёрли) готова выслушать и поверить, плюс мать (Кейт Дики) готова защищать от всего мира. То, что начинается как трагедия утраты, превращается в физически ощутимое глубоководное путешествие в подсознание. Таким оказывается нечаянный ответ показанному на «Кинотавре» фильму Бахтиера Худойназарова «В ожидании моря», который снял одаренный, нутром чувствующий киноматерию дебютант Пол Райт.

«Повседневность» (Everyday)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Это не самый новый фильм Майкла Уинтерботтома («Круглосуточные тусовщики», «Девять песен», «Дорога на Гуантанамо», «Путешествие»), самый новый — «Властелин любви» (The Look of Love) с любимым артистом режиссера Стивом Куганом в роли короля лондонского стриптиза Пола Реймонда, его премьера состоялась в начале этого года на фестивале «Сандэнс». «Повседневность» же вышла в прошлом году. Для картины о семье, которая ждет сидящего в тюрьме отца, он в течение пяти лет снимал четырех детей в их родном доме, запретив их настоящей матери что-либо менять и вызывая их слезы в сценах визитов в тюрьму. Отца в заключении сыграл Джон Симм, роль матери на экране исполнила Ширли Хендерсон («На игле», «Круглосуточные тусовщики», «Мария Антуанетта», в еще одном фильме из программы фестиваля — «Грязь» она тоже появляется).

«Выставка» (Exhivition)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Пожалуй, самый интересный с точки зрения современного киноязыка фильм фестиваля сняла Джоанна Хогг, ученица Дерека Джармена, превращающая среду, в которую погружаются герои ее фильмов, в живое, деятельное пространство. В «Архипелаге» (Archipelago) 2010 года семья собиралась на небольшом острове, который вскрывал назревшие конфликты. За три года до этого в дебютной картине «Чужой» (Unrelated) тосканская вилла провоцировала сорокалетнюю замужнюю женщину предпочесть буржуазной тусовке своей подруги не менее буржуазную, но пока еще живую компанию 17-летнего сына одной из гостий и его сверстников.

Игравший в этих картинах главные роли Том Хиддлстон (теперь он звезда марвеловского «Тора», где играет озлобленного на всех бога Локи) появляется и в «Выставке», но героями здесь становятся персонажи Вив Либертин (гитаристка панк-рок-группы The Slits) и Лиама Гиллика (художник из группировки «Молодых британских», чьи объекты «побуждают зрителя ощущать окружающее пространство и свое положение в нем»). Зритель погружается в их жизнь, которая протекает и во многом формируется домом, который оказывается не просто архитектурной диковинкой, но пространством, порождающим определенные отношения.

«Студия звукозаписи «Бербериан» (Berberian Sound Studio)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Молодой кинематографист Питер Стриклэнд снял воспетый критиками фильм про то, как тихий британский звукорежиссер едет в Италию работать над кино о лошадях, а обнаруживает себя вовлеченным в озвучивание итальянского ужастика, картины в жанре джалло. Звук в кино — важная тема для Стрикланда, чей фильм «Каталин Варга» получил в Берлине приз за выдающийся саунд-дизайн (совсем как «Примесь» Шейна Кэррута на «Сандэнсе»). Вот и здесь производственная драма постепенно превращается в звуковой хоррор, а актер Тоби Джонс (Труман Капоте в «Дурной славе» и множество характерных персонажей в самом разном кино от «Ночного дозора» Питера Гринуэя до «Голодных игр» и «Храбрых перцем») создает выдающийся портрет человека, живущего в мире шумов.

Скорее да

«Келли + Виктор» (Kelly + Victor)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Ирландец Киеран Эванс (на одном из прошлых «Бритфестов» показывали его документалку про музыканта Вашти Баньяна) дебютирует в большом художественном кино историей про секс с отягчающими обстоятельствами. Знакомство с миловидной Келли (Антония Кемпбелл-Хьюз) довольно скоро оборачивается для Виктора (Джулиан Моррис) изрезанной спиной и синяками на шее, но отказаться от нового опыта оказывается непросто. Можно было бы обвинить это бьющее по сенсорам кино в эксплуатации, но, глядя на актрису Антонию Кемпбелл-Хьюз, сложно не признать подобную эксплуатацию оправданной и даже желанной.

«Поле в Англии» (A Field in England)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Записной мизантроп и завсегдатай программ фестиваля британского кино Бен Уитли («Убийство — дело семейное» (Down Terrace, 2009), «Список смертников» (Kill List, 2011), «Раз! Два! Три! Умри!» (Sightseers, 2012) на этот раз снял фильм про трех солдат, одного алхимика и чернокнижника на фоне гражданской войны XVII века. После того как герои съедают случайных грибов, градус абсурда в творчестве все еще молодого режиссера повышается, а формальные эксперименты превращаются в постмодернистскую мешанину.

«Не затеряться в Маниле» (Metro Manila)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

После того как валлиец Гарет Эванс прославился в Индонезии лихим боевиком «Рейд», другой выходец с британских островов Шон Эллис отправился ковать кинематограф на Филиппинские острова. В его фильме фермер в поисках лучшей жизни перебирается с женой и детьми в столицу. Жизнь перенаселенного и не самого благополучного азиатского мегаполиса тут же берет понаехавшего в оборот: преступность, коррупция, оружие, нужда и живописные трущобы — подходящие слагаемые для остросюжетной драмы.

«Остров Спайк» (Spike Island)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Пятеро подростков едут на концерт The Stone Roses, который группа дает на бывшей свалке химических отходов. Концерт реальный, история — не вполне, продюсерами фильма были музыканты другой важной группы Coldplay, режиссером назначили Мэта Уайткросса, дебютировавшего три года назад байопиком лидера группы The Blockheads Иэна Дьюри «Секс, наркотики и рок-н-ролл» (Sex & Drugs & Rock & Roll).

«Все когда-нибудь умрут?» (Everyone's Going to Die)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Вместо режиссера в титрах указан некий Джоунс (Jones) — это коллективный псевдоним дуэта, ответственного за хипстерский фильм про то, как в английской глубинке встретились симпатичная девушка из Германии (Нора Чирнер) и фриковатый англичанин (Роб Найтон, чем-то похожий на датчанина Мадса Миккельсен), который носит странную челку и черный костюм, приезжает в родной тихий край на черном «ягуаре» и держит при себе черный пистолет.

«Интернет или жизнь» (InRealLife)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Известная в качестве режиссера фильма «Бриджет Джонс: грани разумного» (Bridget Jones: The Edge of Reason) Бибан Кидрон чаще выступает в качестве документалиста. В «Интернет или жизнь», например, она исследует влияние интернета на молодежь и детей: что они там смотрят, как живут в социальных сетях, кто зарабатывает на их желаниях?

«О детях и кино» (A Story of Children and Film)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Кинокритик Марк Казинс смонтировал свой фильм из множества фильмов, в которых показаны дети, чтобы выявить разницу во взглядах на детей в различных кинокультурах и проследить эволюцию этих взглядов.

Скорее нет

«Диана: История любви» (Diana)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

В фильме Оливера Хиршбигеля («Эксперимент», «Бункер», «Вторжение») Наоми Уоттс играет последние два года жизни принцессы Дианы с фокусом на любовной связи с пакистанским хирургом Хаснатом Ханом. Первые американские критики фильм сдержанно упрекают в безвкусице, банальности и дешевой мелодраматичности, их английские коллеги не сдерживаются: «Прямо-таки королевский бардак» (Time Out London), «Еще более чудовищная дешевка, чем можно было вообразить» (Empire), «Фантазии желтой прессы о том, как говорят знаменитости <...> Возможный заговор МИ5 по очернению образа Дианы <...> Мучительно благонамеренная биография, расшитая дикими картонными диалогами» (The Guardian). Немец Хиршбигель списывает реакцию британцев на незаживающую после смерти Дианы травму, но после «Вторжения» в его англоязычное кино верится с трудом.

«Лето в феврале» (Summer in February)

Пресс-служба фестиваля «Новое британское кино»

Дружили художник и хороший парень, потом поссорились из-за красивой девушки. Героями истории, которую некто Джонатан Смит переписал для экрана по собственному роману 1995 года, становятся подающий надежды живописец и бабник Альфред Маннингс, его друг Гилберт Эванс и юная Флоренс Картер-Вуд, в которую оба были влюблены. Мало того что события богемной юности подаются, как пошлейшая мелодрама, так и персонажи не самые интересные: Маннингс, например, стал впоследствии президентом Королевской академии художеств и запомнился главным образом как специалист по изображению лошадей и человек, который хулил Сезанна, Матисса, Пикассо и прочий модернизм.

Имя режиссера Кристофера Мено также не внушает оптимизма: он много снимает для телевизора, а в большом кино отметился посредственной костюмной мелодрамой «Июльская жатва» (она же «Последнее лето любви», а в оригинале — «Feast of July», 1995) и всенародно осужденной оперной комедией «Премьера» («1st Night», 2010). Есть необычной красоты австралийская актриса Эмили Браунинг («Запрещенный прием», «Спящая красавица») в роли девушки раздора, но на этом достоинства картины исчерпываются.

В общем, на фоне прерафаэлитов, выставка которых стала хитом Пушкинского музея в этом году, совсем никуда не годится. У тех как раз складывались невероятные любовные треугольники и более сложные конструкции. Например, Данте Габриэль Россетти сначала похоронил свои стихи вместе с трагически погибшей женой и музой Элизабет Саддл, затем через восемь лет эксгумировал ее, чтобы все-таки опубликовать эти стихи, а потом влюбился в Джейн Моррис, жену друга и соратника Уильяма Морриса, — так и жили временами втроем, пока Россетти не начал сходить с ума. Другой сооснователь братства прерафаэлитов Уильям Холман Хант вынужден был покинуть страну, чтобы жениться на сестре погибшей при родах жены. В результате он рассорился не только с родственниками, но и с женатым на третьей сестре прерафаэлитом Томасом Вулнером.

Еще большую досаду «Лето в феврале» вызывает, если знать, что в этом году откладывается выход фильма «Эффи Грей». Эмма Томпсон, актриса и лауреат премии «Оскар» 1995 года за киноадаптацию «Разума и чувств» Джейн Остин, написала сценарий про неудачную женитьбу критика Джона Рёскина, главного популяризатора прерафаэлитов, на красавице Юфимии «Эффи» Чалмерс Грей. Девушка прожила с мужем шесть лет, а затем аннулировала брак (Рёскин так ни разу и не исполнил супружеские обязанности), чтобы выйти замуж за художника Джона Эверетта Милле. Стоит ли говорить, что тот тоже был прерафаэлитом и, более того, его известности немало поспособствовал именно Рёскин, который, как и полагается в этом контексте, к концу жизни окончательно повредился рассудком от еще одной трагической любви.

Тут остается только добавить, что в фильме, который мы не увидим до 2014 года, Эффи сыграла Дакота Фаннинг, Рёскина — второй муж Эммы Томпсон Грег Уайз, Милле — Том Старридж, а к ним прилагаются Клаудиа Кардинале, Дэвид Суше, сама Томпсон, конечно, и еще несколько замечательных британских артистов.