Гении не умели читать

София Нескучная 17.11.2010, 17:38
Портрет Пикассо (Сальвадор Дали) arthistory.ru
Портрет Пикассо (Сальвадор Дали)

Ученые полагают, что секрет таланта Леонардо да Винчи и успеха Пабло Пикассо кроется в их дислексии. Этим великим, натерпевшимся от своей «словесной слепоты», что поражает в среднем одного из 12 детей, природа, похоже, воздала выдающимся пространственным воображением. Именно оно отличает художника-ремесленника от первоклассного мастера.

Открытие, сделанное психологами из Мидлсекского университета (Лондон, Великобритания), способно объяснить необъяснимое, к примеру причины гениальности отдельных выдающихся мастеров и непреходящую ценность их работ. Они опубликовали свои изыскания в статье в журналеLearning and Individual Differences , о которой рассказывает «Компьюлента».

41 участник эксперимента, мужчины и женщины, подверглись тестированию, которое оценивало их визуально-пространственное восприятие. Мы привыкли думать об этой способности только как об умении читать карты или безошибочно парковаться, но она также имеет отношение и к точной обработке 3D-информации. А последняя — ключ к успеху в живописи и дизайне.

Примерно половина подопытных были дислектиками, то есть испытывали серьезные трудности с распознаванием слов, чтением и правописанием. Мужчины-дислектики справлялись лучше других со множеством тестов, в которых надо было вспомнить поворот головы Королевы на почтовой марке и воспроизвести рисунок с цветными предметами. Кроме того, они быстрее и точнее прокладывали путь через «виртуальный город» в компьютерном задании.

По словам ученых, у их открытия есть несколько объяснений, включая, к примеру, такое: дислектики компенсируют фонологические языковые проблемы развитием пространственного восприятия. Доктор Никола Брунсвик, ведущий автор работы, добавляет: «Кроме того, многие дислектики предпочитают решать проблемы в первую очередь головой, крепко все обдумывая, а не языком. Это развивает те необходимые черты, которые приводят к успеху в художественных, творческих профессиях».

А вот женщины-дислектики по сравнению с обычными дамами никаких чудес пространственной ориентации не выказали; возможно, дело в том, что искусное обращение с 3D-изображениями — это больше «мужская» черта.

Да, идея о том, что дислексия приводит пространственное восприятие к новому качеству, не нова, но исследование впервые доказало это со всей наглядностью. Слово доктору Брунсвику: «В прежних работах в основном фигурировали тесты типа «Вот вам бумага и карандаш...», но разве так можно «измерить» реальные способности? А теперь мы имеем стопроцентные доказательства того, что мужчины-дислектики в этой области лучше».

Известно, что дислексия принесла немало неприятностей таким художникам, как да Винчи, Пикассо, Роден и Энди Уорхол. Вполне возможно также, что дислексия сыграла важную роль в становлении некоторых великих изобретателей (вроде Томаса Эдисона) и ученых, к примеру Майкла Фарадея.