Вкладчики получат права потребителей

Клиенты банков и страховых компаний получат права потребителей

Роспотребнадзор предлагает распространить действие закона о защите прав потребителей на финансовый рынок. Страховые компании и банки будут обязаны раскрывать все детали договоров. А клиенты получат право требовать компенсаций, в том числе за моральный вред. Финансисты надеются, что законотворчество не станет «поиском врагов народа», и ждут появления «подводных камней».

На сайте Минэкономразвития (МЭР) опубликован законопроект, распространяющий действие закона о защите прав потребителей на финансовый рынок. Поправки к закону разрабатывал Роспотребнадзор. Через месяц будет собрана специальная комиссия, которая решит вопрос о дальнейших перспективах законопроекта с учетом замечаний, сказали в ведомстве.

Для расширения сферы применения закона, который сейчас не регулирует отношения финансовых компаний с клиентами, в документ вводится термин «финансовая услуга». Это «услуга, оказываемая банком, страховщиком, а также услуга, в рамках которой деньги выступают не только в качестве платежного средства».

Основное положение закона о защите прав потребителей — качество товара должно соответствовать описанию. Сейчас документ регулирует отношения поставщиков товаров и услуг с покупателями, в том числе предусматривает выплаты компенсаций за причинение доказанного в суде имущественного и морального вреда. Продавцы несут административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в зависимости от характера нарушений. Он не применяется в финансовой сфере. В громких процессах по факту ввода пайщиков или вкладчиков в заблуждение обычно принимает участие антимонопольная служба. Факт ввода в заблуждение признается нарушением закона о конкуренции. Такая схема применялась, в частности, в отношении Юниаструм-банка. Пайщики одного из связаных с банком фондов обнаружили, что вместо акций зарубежных компаний, описанных в инвестиционной декларации, на клиентские деньги скупались векселя фирмы, возможно, аффилированной с банком..

Законопроект Роспотребнадзора обязывает финансистов раскрывать сведения о предоставляемой услуге в документарной форме и подтверждать подписью потребителя.

Оказание дополнительных услуг без письменного согласия потребителя в соответствии с документом недопустимо. Клиент вправе отказаться от них, а если они уже оплачены, потребовать возврата денег.

Если требования потребителя не удовлетворены в досудебном порядке и подтверждены в суде, то с банка или страховой компании клиент получит дополнительный штраф в размере 50% от суммы компенсации, присужденной судом.

Документ регулирует и право уступки требования по договору с потребителем: первоначальные обязательства не могут переходить к другой компании с существенным изменением объема и условий.

Защищать права потребители должны в судах общей юрисдикции, считает Роспотребнадзор. Требование о признании недействительным условий договора, ущемляющего права потребителя, может быть предъявлено в суд в течение трех лет с момента заключения договора, о недействительности ничтожного условия договора — в течение одного года, а о применении последствий недействительности — в течение трех лет с даты заключения договора.

О необходимости распространения норм закона о правах потребителей на финансовый рынок в начале марта 2010 года заявила заместитель руководителя Департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.

«В сферу действия закона включаются услуги, предоставляемые страховыми и кредитными организациями, — говорит адвокат юридической Компании «Юков, Хренов и партнеры» Алина Топорнина, добавляя, что «это важно с учетом числа споров, связанных с ненадлежащим исполнением страховыми компаниями принятых на себя обязательств».

Решению расширить сферу применения закона рад председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: «Без этого документа заемщик не сможет на равных противостоять финансовым организациям и будет по-прежнему проигрывать в судах».

Эксперт сетует на фрагментарность документа. «Нужно существенно расширить требования к банкам и страховщикам о раскрытии полной информации по предоставляемым услугам», — резюмировал он.

Важно понять, кто будет осуществлять контроль над инициативой Роспотребнадзора, осторожен вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев.

Совладелец банка «Возрождение» Дмитрий Орлов согласен. «Все должно быть прозрачно и чисто. Человек должен знать, во сколько обойдется ему кредит. Не должно быть хитростей в договорах, которые обманывают потенциальных заемщиков. Но если он взял и не платит, тогда ни о какой защите речи быть не должно. В итоге это будет удар по банкам», — говорит он, добавляя, что «банки не враги народа».

Не предоставляю, какие подводные камни нас ожидают, но, судя по всему, сложности будут возникать, признает заместитель генерального директора «Ресо-Гарантии» Игорь Иванов.

«Страхователи очень прилично защищены в сравнении с потребителями, приобретающими товары и услуги, в силу того, что наш рынок жестко контролирует профильный регулятор. И санкции, которые применяются к страховым компаниям, намного более жесткие, чем к другим компаниям», — уверяет он.

«Мы будем поддерживать законопроект в Госдуме, — заверил «Газету.Ru» член комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — Документ поможет пользователям финансовых услуг».

По словам депутата, принятие законопроекта приведет к снижению числа судебных тяжб в отрасли. «Позиции заемщика становятся более серьезными и в итоге банки будут более вдумчиво подходить к выдаче кредитов. То же самое произойдет со страховщиками», — говорит Аксаков.