Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Дизель подорожал до расследования

Государство начинает проверку по росту цен на дизельное топливо

Алексей Топалов 26.01.2011, 18:33
ИТАР-ТАСС

Федеральная антимонопольная служба собирает материалы по факту резкого скачка цен на дизельное топливо. Ведомство видит основания для старта расследования в отношении нефтяных компаний. К расследованию может подключиться ФСФР.

«Я считаю, что есть предмет дела, бесспорный», — заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на правительственном часе в Госдуме, где, в частности, обсуждался стремительный рост цен на дизельное топливо.

Чиновник признал, что «у ряда министерств иное мнение» (например, расчеты ФАС и Минэнерго расходятся — «Газета.Ru»), поэтому окончательное решение о возбуждении антимонопольного дела ФАС примет в конце следующей недели. По словам Артемьева, антимонопольная служба пока не завершила анализ ситуации и хочет, чтобы решение было «более аргументированным, так как его нужно будет доказывать в суде».

О проблемах с дизтопливом ФАС начала говорить еще в конце прошлого года: тогда Артемьев отмечал, что компании сократили выпуск топлива и цены из-за этого начали резко расти.

В середине ноября 2010, по данным Московской топливной ассоциации, литр дизельного топлива стоил 22,27 рублей, а в конце декабря 24,67 рубля.

Сейчас цены продолжают расти быстрыми темпами — литр дизеля, по данным МТА, стоит 26,65 рубля.

Дорожают и другие виды топлива, но менее резко: АИ-92 с ноября подорожал с 25,71 рубля за литр до 27,04 рубля за литр.

Президент МТА Евгений Аркуша сетует на скачок оптовых цен на дизель.

«Розница всегда следует за оптом, а оптовые цены на дизель растут огромными темпами, значительно опережая другие виды топлива, — говорит Аркуша. — Маржинальная доходность розничной торговли дизелем составляет лишь 3–4%, в то время как тот же показатель по бензинам около 20%».

По данным исследовательско-аналитического центра «Кортес», с начала года оптовая цена зимнего дизеля выросла на 10% (средняя цена за тонну 28 800 рублей). Бензин марки АИ-95 подорожал лишь на 2%, до 27 086 рублей за тонну.

Нефтяники успокаивают: резкий рост цен на дизель — временное явление. «ФАС всегда говорила, что биржевая торговля топливом послужит индикатором справедливых цен, но в декабре на Санкт-Петербургской бирже сложилась уникальная ситуация: цена тонны дизеля подскакивала до 30 000 рублей — это абсолютный исторический максимум, — рассказывают в «ЛУКойле». — На наших заводах отпускная цена примерно на 2000 рублей ниже».

Представитель «ЛУКойла» связывает рост цен с тем, что в конце прошлого года на рынке сложился дефицит «зимнего дизеля» (дизельное топливо, содержащее значительную долю авиационного керосина, предохраняющего от замерзания). «В преддверии введения новых акцизов некоторые игроки рынка начали придерживать дизель, а некоторые даже скупать, с тем чтобы в новом году продать топливо дороже», — поясняют в компании. — Кроме того, технология производства зимнего дизеля не позволяет его выпускать в тех же объемах, что и летний, что также сыграло свою роль в создании дефицита».

Соображения компании по поводу ценообразования на дизель были изложены «ЛУКойлом» ФАС. «Мы считаем, что нынешняя ситуация с ценами на дизель — временное явление и к весне положение стабилизируется», — говорят в компании.

Пока цены продолжают расти, и отраслевые эксперты полагают, что виноваты в этом нефтяники. Исполнительный директор аналитического центра «Кортес» Павел Строков связывает рост стоимости зимнего дизеля с «рыночной конъюнктурой». «Отражением этой конъюнктуры является биржевая торговля, а на бирже с начала года средняя стоимость тонны дизеля выросла на 15%, — говорит эксперт. — Сейчас по дизельному топливу прослеживается ярко выраженный «рынок продавца», то есть нефтяных компаний».

Процесс продолжается, скептичен эксперт. «Покупатель готов платить высокую цену, — поясняет Строков. — Нефтяные компании продают топливо собственным сбытовым «дочкам», и для свободного рынка топлива остается достаточно малое количество». По мнению Строкова, ситуация с дизелем изменится только после вмешательства ФАС.

Ведомство уже обратило внимание на биржевые торги — и не только по дизельному топливу. «Вызывает удивление опережающий рост цен на топливо на российских биржевых площадках по сравнению с динамикой мировых цен», — отметил Артемьев, добавив, что антимонопольная служба обратилась к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) с просьбой провести проверку обоснованности биржевых цен на нефтепродукты внутри России.

«Есть подозрение в злоупотреблении, что все это связано с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением», — заявил Артемьев.