Как Android заманивает пользователей

На что делают ставку Google и его партнеры

,
Wikimedia Commons
Операционная система Android испытывает множество проблем, начиная с безопасности и заканчивая антимонопольными разбирательствами в ЕС и России. Однако Google предпринимает ряд важных шагов, чтобы остановить негативные тенденции и укрепить свое положение на рынке. Чем Android собирается привлекать и удерживать аудиторию и насколько это перспективно, разобралась редакция «Газеты.Ru».

Для большинства сервисов Google, которые интегрированы в Android, — поиска, почты, мессенджера, карт, потоковых музыкальных и видеосервисов, магазинов приложений и контента и других — на рынке уже есть альтернативы, иногда даже более известные и востребованные пользователями, чем собственные разработки поискового гиганта. Именно с этим и связано антимонопольное разбирательство, уже полноценно начатое в Европе и России, по обвинению в том, что американская корпорация блокирует своими лицензионными соглашениями с партнерами доступ конкурентов на Android-смартфоны и планшеты.

Очевидно, что с такой стратегией защиты китайские конкуренты в лице Cyanogen и Xiaomi, которые используют и развивают открытые версии Android в сотрудничестве с китайскими поставщиками веб-сервисов, могут занять важные для американцев региональные рынки. Не будем также забывать, что Facebook все чаще смотрит в сторону поискового рынка, и союз с успешным производителем смартфонов будет для Google, теряющего доходы от поискового рынка в традиционном вебе, очень плохой новостью.

Поэтому давление монопольным положением — не единственный козырь в рукаве Google. Одной из самых перспективных стратегий является проникновение программных продуктов и сервисов Google в различные сферы жизни пользователей в виде стандартных функций Google Android.

Например, корпорация активно развивает концепцию BYOD (Bring Your Own Device), которая заключается в том, что персональное устройство пользователя «по умолчанию» готово к работе в корпоративной среде без ущерба его личному пространству и независимо от места его нахождения.

Так, пакет Android for Work, который уже встроен в пятую версию операционной системы (для четвертой придется скачать отдельное приложение) обеспечивает разграничение доступа между личными контактами, сообщениями, файлами пользователя и его рабочими материалами. Его персональные данные недоступны из корпоративной сети, а к рабочим материалам нельзя получить доступ через персональное пространство, где владелец смартфона, планшета или хромбука может устанавливать небезопасные приложения, открывать веб-ссылки и т.д.

Пакет офисных приложений Google, который был своевременно интегрирован с почтой Gmail, уже стал популярным и привычным в использовании, так как во многом похож на продукты Microsoft.

При этом он изначально был облачным, и пользователи уже успели привыкнуть, что их рабочие документы в Google доступны отовсюду. В Microsoft этот тренд упустили и сейчас наверстывают за счет бесплатного MS Office для мобильных систем и, например, за счет покупки завоевавшего любовь «продвинутой» публики мобильного почтового клиента Acompli. Это помогает улучшать качество пользовательского опыта для тех, кто ценит комфорт.

Однако инертную аудиторию, которая уже «вросла» в «гугло-почту», это едва ли привлечет.

«Мы бы не назвали текущие условия непростыми для Android, — комментирует Константин Островский из J'son & Partners Сonsulting. — Наоборот, доля продаж смартфонов под управлением этой операционной системы в России растет и составляет по итогам 2014 года около 85% суммарных продаж всех смартфонов в штучном выражении».

Так что Google имеет все шансы крепко привязать к себе еще больше россиян.

«На наш взгляд, основными конкурентными преимуществами устройств под управлением Adroid являются огромное количество доступных для пользователей мобильных приложений, значительная часть которых является бесплатными, — добавляет Островский, — а также большое разнообразие устройств на базе Android и широкий ассортимент устройств, представленных в «бюджетном» ценовом сегменте».

Рассчитанными на более отдаленную перспективу, но не менее важными направлениями являются распознавание звуковой и визуальной информации, а также анализ больших данных. Эти технологии позволяют реализовать идентификацию, персонализацию и управление естественным для человека образом и лежат в основе интеллектуальных устройств и сервисов для «умного» дома, автомобиля и общественных мест, например торговых точек. Google имеет возможность предоставлять инфраструктуру для их развития сторонним разработчикам.

Единым центром взаимодействия с пользователем в этом случае сейчас становится Android-смартфон, а с развитием человеко-машинных интерфейсов и вообще просто Google-аккаунт пользователя.

«Если раньше операционная система ассоциировалась исключительно с настольными компьютерами и ноутбуками, то сейчас ситуация меняется, — говорит Островский. — Широко распространились мобильные устройства, которые во многих случаях успешно заменяют для пользователей, например, те же настольные ПК и ноутбуки. При этом удобно, если операционная система, приложения или программы на нескольких устройствах одинаковые либо хорошо синхронизируются между собой».

Нельзя забывать и об Android TV — версии операционной системы Android для телевизоров. Интеграция Google с одним из главных устройств в подавляющем большинстве домов в крайней степени логична. Компания с помощью своих сервисов полностью окружает пользователя «заботой», предлагая ему готовый «комбайн» под названием Android для всего. Даже в автомобиле от сервисов компании будет не скрыться — систему Android Auto, интегрированную в бортовые системы автомобилей, начинают поддерживать все больше и больше автопроизводителей. Cреди них такие гиганты, как Fiat-Chrysler, Volkswagen, Ford, Hyundai-Kia и другие.

Однако у поискового гиганта в этой области большая конкуренция. Например, Amazon уже проникла в американские дома со своей «умной» колонкой Echo, позволяющей голосом управлять различными устройствами в доме и давать голосовые команды и запросы. Apple готовит много сюрпризов к премьере своей телеприставки Apple TV. IBM выходит на рынок анализа больших данных для бизнеса. Китайский поисковый гигант Baidu активно работает над распознаванием визуальных образов и анализом больших данных.

Не забывает Google и о том, что необходимо создавать сервисы для пользователя прямо сейчас. Одно из самых последних нововведений компании в связи с этим — поиск пропавшего телефона.

Как иронично шутят разработчики, после того как пользователь искал его под сиденьем автомобиля и перебрал все подушки в диване, он может поискать свой смартфон в Google.

Для этого достаточно вбить в поисковую строку «Find my phone», после чего пользователю будет показана карта с точным местонахождением аппарата. Оттуда же можно будет позвонить на смартфон, чтобы он начал издавать звуки и его можно было найти. Однако заблокировать устройство таким образом нельзя, для этого по-прежнему нужен Android Device Manager.

Функция нахождения устройства, конечно, не нова, но интересен сам формат подачи. Люди многое ищут через Google, и теперь через него можно искать и свою собственность. Можно предположить, что в скором времени к поиску подключат и Nest, дочернюю компанию Google, которая занимается «умными» домами и интернетом вещей. В данный момент Nest уже предлагает термостаты с выходом в интернет, и было бы логично, если бы в Google можно было спрашивать о температуре в своей прихожей и оттуда же регулировать ее.

Следующая стадия — это база знаний о пользователях. Очевидно, что чем больше устройств на Android во всех сферах жизни людей, тем больше Google может узнать о поведении этих людей и тем точнее будет предугадывать желания пользователей.