Пенсионный советник

Модернизацию отложили на три года

Социальные вопросы важнее модернизации экономики, следует из проекта бюджета на 2011—2013 годы

Ольга Танас 22.09.2010, 10:19
ИТАР-ТАСС

Бюджет на ближайшую трехлетку остается социально ориентированным: треть расходов придется на социальную политику, следует из проекта бюджета на 2011—2013 годы. Перед выборами это неизбежно, однако рост социальных расходов затрудняет модернизацию экономики, признают эксперты.

В ближайшие три года расходы казны будут расти: в 2011 году они составят 10,658 трлн рублей, в 2012 году — 11,237 трлн рублей, в 2013 году — 12,175 трлн рублей, отмечается в проекте бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, опубликованном на сайте Минфина. Правительство рассмотрит его на заседании в четверг, 23 сентября, а 1 октября он будет представлен в Госдуму.

Самая значительная статья расходов — социальная политика: в 2011 году на нее будет направлено 3 трлн рублей, в 2012 году — 3,2 трлн рублей, в 2013 году — 3,5 трлн рублей.

В реальном выражение в следующем году на социалку потратят на 11,7% меньше, чем в этом году. Но уже в 2012 году объем средств увеличится на 8,1% по сравнению с 2011 годом, а в 2013 году — на 7,7% по сравнению с 2012 годом. Еще одной важной статьей государственных расходов является национальная оборона: в следующем году на нее в бюджете предусмотрено 1,5 трлн рублей, в 2012 году — 1,7 трлн рублей, в 2013 году — 2,1 трлн рублей. При этом

в отличие от социалки расходы на оборону будут расти в реальном выражение все три года: на 19,1% в 2011 году, на 9,2% в 2012 году и на 26,6% в 2013 году.

В разделе «национальная экономика» в следующем году предусмотрены расходы в размере 1,692 трлн рублей, что на 12% превышает показатель этого года, в 2012 году — 1,688 трлн рублей, что на 0,5% ниже, чем в 2011 году. В 2013 году расходы на экономику сократятся на 6,3% и составят 1,577 трлн рублей.

Учитывая все расходы, в следующие три года бюджет останется дефицитным. В 2011 году «дыра» в казне составит 1,814 трлн рублей (3,6% ВВП), в 2012 году — 1,734 трлн рублей (3,1% ВВП), а в 2013 году — 1,795 трлн рублей (2,9% ВВП). Покрывать дефицит планируется за счет внешних заимствований. Так,

в следующие три года Россия планирует привлечь на внешним рынке $15,871 млрд за счет госбумаг:

в 2011 году объем выпуска ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, составит $4,509 млрд, в 2012 и 2013 годы — по $5,681 млрд. Также запланировано привлечение кредитов международных финансовых организация на $2,735 млрд.

Сократить дефицит поможет и масштабная продажа госпакетов в крупнейших компаниях и банках на $50 млрд за пять лет. В план приватизации на 2011—2013 годы, предложенный Минфином летом, вошли госпакеты акций «Транснефти», «Роснефти», РЖД, Сбербанка, ВТБ, ФСК ЕЭС, «Русгидро», АИЖК, Россельхозбанка, Совкомфлота. Позже министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что в планах приватизации на 2011 год не будет «естественных монополий и предприятий ОПК». Уже в сентябре министр финансов Алексей Кудрин отметил, что правительство дополнило список приватизируемых предприятий. На покрытие бюджетного дефицита также пойдут нефтегазовые доходы, которые до декабря прошлого года направлялись в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На прошлой неделе правительство направило в Госдуму поправки в закон о бюджете, которые предлагают продлить приостановление действия нормы об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета до 1 января 2014 года.

Новый проект бюджета на следующую трехлетку расстроил экономистов. «Доходы и расходы пересмотрены за счет того, что в правительстве ожидают более быстрого роста экономики. Плохо то, что более высокие доходы при сохранении прежнего уровня расходов могли бы сократить дефицит. Но

власти не пошли по такому пути, а решили увеличить расходы. Для страны, которая настолько зависит от цены на нефть, это очень большой риск»,

— говорит начальник управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал» Алексей Моисеев. Так, значительно увеличился ненефтегазовый дефицит бюджета: если до кризиса была ориентировка на то, чтобы этот показатель не должен быть выше 5% ВВП, то уже в прошлом году он значительно превысил 10% ВВП, напоминает главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

На носу выборы, а потому рост расходов неизбежен: на прошлой неделе Кудрин открыто заявил, что хоть и нельзя увеличивать расходы, тем не менее вопросы социального характера в предвыборном периоде решать надо.

«Рост социальных расходов затрудняет проблему посткризисного изъятия стимулов из экономики, затрудняет задачу модернизации.

Экономика не должна приспосабливаться и привыкать к постоянной поддержке государства», — заключает Лисоволик.