Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Рост полон рисков

Экономику России может ждать замедление при растущей инфляции

Бюджет на 2011—2013 годы, который Госдума рассмотрит в среду в первом чтении, несет высокие риски, предупреждают эксперты. Турбулентность мировой экономики накладывается на завышенные социальные обязательства, бюджетный дефицит и ускоряющуюся инфляцию.

В среду, 20 октября, Госдума рассмотрит в первом чтении проект бюджета на 2011 год и на плановый период 2012—2013 годов. Согласно прогнозу правительства, в 2011 году ВВП вырастет на 4,2%, в 2012 году — на 3,9%, в 2013 году — на 4,5%. Инфляция в следующем году не должна превысить 6,5%, в 2012—2013 годах — 6% и 5,5% соответственно.

Такие макроэкономические показатели власть рассчитала, исходя из того, что среднегодовые цены на российскую нефть в ближайшие три года составят $75—79 за баррель, среднеконтрактные цены на природный газ — $270—284 за тыс. куб. метров. При этом мировая экономика будет расти на 3,8—4,2% ежегодно. Что касается внутренних условий, то в бюджете заложено незначительно ослабление нацвалюты с 30,5 рубля за $1 в 2011 году до 30,7 рубля за $1 в 2012 году и до 31 рубля за $1 в 2013 году.

В 2011 году доходы бюджета составят 8,845 трлн рублей, расходы — 10,659 трлн рублей, в 2012 году — 9,504 трлн рублей и 11,238 трлн рублей соответственно, в 2013 году — 10,380 трлн рублей и 12,176 трлн рублей соответственно. Таким образом, в следующую трехлетку бюджет остается дефицитным: «дыра» в казне в следующем году достигнет 1,814 трлн рублей (3,6% ВВП), в 2012 году — 1,734 трлн рублей (3,1% ВВП), а в 2013 году — 1,795 трлн рублей (2,9% ВВП).

Однако правительство не учло риски, которые могут свести на нет прогнозируемую траекторию роста, предупреждают эксперты. Первый из рисков — неопределенность мировой экономики. «Мировая экономика находится в турбулентном состоянии», — заявил заместитель генерального директора «Роснано», бывший министр экономики Яков Уринсон, на заседании экономического клуба ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) «Экономические риски-2011—2013: коллапс или подъем». Так,

индекс опережающих экономических показателей 33 стран, рассчитываемый ОЭСР, прогнозирует спад для США, Канады, Франции, Италии, Великобритании, Бразилии, Индия и Китая.

«Быстрого и уверенного выхода мировой экономики из кризиса не получилось. Индекс промпроизводства показывает, что восстановительный экономический рост затухает», — согласился директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Например, в августе во Франции промпроизводство в годовом выражении выросло на 3,3% против подъема весной на 7,8%, в Германии — на 11% против весенних 14%, в Китае — на 13—14% против 17—18% весной.

Неопределенность внешних факторов усугубляется завышенными социальными обязательствами в сочетании с бюджетным дефицитом. «Мы сегодня не резервируем, а, простите за слово, проедаем», — подчеркнул Уринсон.

По его словам, существующие ресурсы правительство не тратит на изменение структуры экономики, структуры экспорта: «Продолжают существовать предприятия-зомби, по некоторым оценкам, они достигают 60%, но перед выборами едва ли их будут закрывать». «Не нужны 6—8% роста экономики в год, если это не та модель роста. Более того, темпы роста экономики в рамках нынешней модели не спасают», — согласился первый вице-президент Ассоциации региональных банков, бывший зампред Центробанка Александр Хандруев.

Еще один риск — ускоряющаяся инфляция: государство прекратило борьбу с ней, как только ее показатель опустился ниже 10%, но даже 7—8%, прогнозируемые правительством, — это много.

«Никакой технологической перестройки экономики не может быть при инфляции выше 3%, а борьба с инфляцией при дефиците бюджета невозможна», — констатировал Уринсон, добавив, что инновации при таком росте цен становятся слишком дорогими для бизнеса. В этом году рост цен составит 9%, а в следующие два года при пессимистичном сценарии — около 10%, говорит Николаев.

Опасна и неопределенность политических перспектив, связанная с выборами. «Она негативно влияет на транспарентность бюджетных потоков, динамику бюджетных расходов, платежный баланс и другие аспекты», — пояснил Хандруев.

Кроме того, почти исчерпал себя такой фактор экономического роста, как отложенный спрос. Так, индекс потребительской уверенности в третьем квартале впервые за полтора года снизился на 4%.

С учетом всех внешних и внутренних обстоятельств главный риск сегодня — это переход даже не в стагнацию, а в стагфляцию, когда экономика не развивается, при том что цены растут, предупреждает Николаев. Конечно, рост ВВП может не быть нулевым, а составлять, например, 1—3%. «Но это консервирует отсталость нашей страны по уровню экономического развития», — подчеркнул Николаев, добавив, что разрыв со странами БРИК будет только нарастать.

Новости и материалы
В Кремле оценили идею ограничить экспорт урана и титана
«Динамо» и «Ахмат» назвали составы на матч чемпионата России
Эксперт назвал российские аналоги YouTube некачественными
Харламов высмеял отношения Григория Лепса с 18-летней невестой
На Западе раскритиковали слова главы МИД Литвы об Украине и НАТО
Гладков сообщил о десятках обстрелов ВСУ Белгородской области за сутки
На Украине прокомментировали информацию о готовности к заморозке конфликта
43-летняя Ким Кардашьян снялась в откровенном боди
У седана Exlantix ES, который будут продавать в России, появилась гибридная версия
Овечкин выйдет на третье место в НХЛ по количеству сезонов в роли капитана
Военная база США объявила о поиске актеров со знанием русского языка
В Германии предупредили Запад о точке невозврата при дальнейших поставках оружия Киеву
В Кремле заявили, что экономика позволяет продолжать СВО до достижения ее целей
Названа страна, куда украинские призывники стали чаще сбегать
Российские ракетоносцы выполнили полет над акваторией Чукотского моря
Во «ВКонтакте» исчезла опция для поиска порно
В Минобороны РФ заявили об уничтожении украинского МиГ-29
Дочь теннисиста Кафельникова выложила редкое фото его внучки
Все новости