Правительство Фрадкова лишит Россию миллиардов

Государство в 2004 году может недополучить десятки миллиардов рублей от использования и продажи федерального имущества. А также потерять позиции (и деньги) в процессах банкротства предприятий, у которых есть долги перед федеральным бюджетом. Причина — реорганизация правительства.

Начатая в середине марта перетряска правительства привела к тому, что государственным имуществом сейчас практически никто не управляет, а все затеянные реформы имущественных и земельных отношений приостановлены.

Проблемы возникли от того, что Минимущества и Федеральная служба по банкротству (ФСФО) были ликвидированы. Часть их полномочий сейчас передаются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, подконтрольное Минэкономразвития. Остальные функции, по-видимому, будут отданы самому министерству, где создадут соответствующие управления и департаменты. Кто за что будет отвечать — решается на ходу. Назначенный управлять агентством Валерий Назаров стал москвичом лишь месяц назад. Экс-министр Фарит Газизуллин в министерстве не появляется, а его бывшие подчиненные, по информации «Газеты.Ru», не спешат открывать все секреты новому шефу.

В ФСФО картина примерно та же. В отличие от правительства, суды работают непрерывно. А кто сейчас принимает решения и от имени государства участвует в процессах банкротства, отстаивая интересы государства, совершенно непонятно.

В отсутствие госконтроля бизнес продолжает работать: идут суды по банкротству, акционерные компании и госпредприятия принимают решения о сделках и закупках оборудования, помещения сдают в аренду.

Ряд экспертов, в том числе сотрудники расформированного Минимущества, оценивают возможные потери федерального бюджета в несколько десятков миллиардов рублей. Самый серьезный провал намечается по «возобновляемым» источникам доходов. К ним относятся перечисления прибыли от федеральных государственных предприятий (ФГУП) и учреждений, а также дивиденды акционерных обществ, в которых государство владеет пакетами акций.

В прежнем правительстве кандидатуры представлял глава Минимущества, а утверждал премьер-министр. Вот и в этом году, в конце января Михаил Касьянов распорядился, кто будет представлять государство в таких важных компаниях, как ОАО «АЛРОСА», ОАО «Росгосстрах», а также морские порты, авиакомпании, военные заводы и космические производственные объединения.

Но после перетряски кабинета многие кандидаты перестанут работать в структуре исполнительной власти или их должностные полномочия изменятся. Процедуру утверждения госпредставителей придется проводить заново. Руководитель профильного агентства должен представить свои пожелания «куратору» — главе Минэкономразвития Герману Грефу, тот — одобрить их или предложить свои кандидатуры, и заслать на подпись премьеру. Таким образом, процедура назначения госпредставителей грозит растянуться на месяцы.

А времени у правительства как раз нет. По закону об акционерных обществах до конца июня все ОАО, ЗАО и ООО обязаны провести ежегодные общие собрания акционеров. Компании, где государство является акционером, исключением не являются. На общих собраниях будут решаться два важнейших вопроса: избрание новых органов управления предприятием и утверждение объемов выплат дивидендов.
По процедуре, совет директоров должен заранее внести свои предложения по обоим вопросам.

Ни «Газпром», ни «АЛРОСА», ни другие крупные компании никогда не проявляли желания делиться с государством «своими» прибылями. И госпредставителям каждый год приходится серьезно попотеть, чтобы выбить из них деньги.

В прошлом году результат этих усилий — 12, 39 млрд рублей, собранных с 4, 5 тысяч АО с госучастием. Много это или мало — вопрос спорный. С одной стороны, это вдвое больше, чем за позапрошлый год. С другой — за тот же период СП «Вьетсовпетро» — далеко не самая крупная нефтяная компания в мире, перечислила в российскую казну 16, 2 млрд рублей: больше, чем все российские монополии, авиаконцерны, нефтяные компании и морские порты вместе взятые.

По итогам 2003 года Минимущество обеспечило поступление в федеральный бюджет 135, 992 млрд руб. (за 2002 год — 50, 622 млрд руб.).
Из них 585, 3 млн руб. получено от реализации имущества государственных унитарных предприятий (ФГУП) и военного имущества. От продажи имущества и пакетов акций АО, осуществленных РФФИ, получено 90, 66 млрд руб.
От арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности после разграничения, поступило 197, 3 млн руб.
От использования федерального имущества государство получило 41, 14 млрд руб. Из них 9, 57 млрд руб. — от аренды, 2, 38 млрд руб. – от перечисления прибыли ФГУП.
В федеральный бюджет перечислено 12, 39 млрд руб. в счет дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности. СП «Вьетсовпетро» принесло государству доход в 16, 2 млрд руб.

Похоже, что в будущем году дивидендов (кроме как от «Вьетсовпетро») бюджету перепадет немного. В российских корпорациях к требованиям «полуотставленных» госпредставителей не очень-то прислушиваются, да и сами недоуволенные чиновники расслабились, утверждают источники «Газеты.Ru» в агентстве. Дыра в бюджете-2004 гарантирована.

Впрочем, юрист консалтинговой компании «ФБК» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Петр Доставалов считает, что «добросовестные госпредставители в ОА могут нормально работать до того момента, пока назначат новых», но в том, что ГУПы поделятся прибылью, он не уверен. «Трудно прогнозировать потери, в нормальной стране их бы не было, — заявил «Газете.Ru» Доставалов. — А главное, бюджет государства должен пополняется не за счет имущества и доходов от его управления: деньги дают налоговики и таможня».

Григорий Томчин, руководитель Всероссийской ассоциации приватизаруемых и частных предприятий, согласен с тем, что «брать нужно не дивидендами, а налогами», поэтому намечающееся падение отчислений не самая серьезная проблема. Томчин уверен, что у правительства хватит ресурсов, чтобы получить дивиденды с компаний-монополистов, таких как «Газпром», остальные же выплаты не столь существенны.
«Главное — ускорить приватизацию, чтобы в собственности государства осталось как можно меньше имущества, и брать с предприятий налогами», — уверен Томчин.

В базовый список объектов, запланированных к приватизации в 2004 году, включены 1069 федеральных государственных унитарных предприятий и 719 пакетов акций АО.
Но эксперты, в том числе правительственные, уверяют, что особых поступлений в казну и по этому направлению ждать не приходится. Доходы от продаж госпакетов акций с каждым годом будут падать.

Пик продаж, который пришелся на последние два года, закончился. Сейчас будут распродавать мелкие пакеты (составляющие менее 25%) и небольшие предприятия, не приносящие государству особых доходов. Вся надежда на объекты, которые в силу разных причин не были реализованы в прошлом и позапрошлом годах: «Магнитку», «Связьинвест» и прочие.

Ситуацию эксперты прогнозировали заранее. В экс-министерстве рассчитывали, что с 2004 года основные доходы в госказну будут поступать от продажи и управления землей, находящейся в федеральной собственности. Но эти амбиции оказались похоронены совместными усилиями Германа Грефа и Владимира Путина.
В ноябре прошлого года министр, после многочисленных обращений членов бюро РСПП, пообещал перенести срок выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями с 1 января 2004 года на 2007 год, а также снизить утвержденные законом базовые ставки. А затем президент, выступая на съезде РСПП, пообещал отдать олигархам землю совсем бесплатно.
Законы не поменяли, бесплатно ничего не отдали, но и выкупать землю бизнесмены перестали. Собственно, им до сих пор непонятно: кому платить за земельные наделы. Большая часть земель сейчас находится в совместном ведении федерации и регионов. В ходе административной реформы разграничение должно быть проведено, но оно все откладывается. Пока же все деньги, поступающие от предприятий, уходят в местные бюджеты и до госказны не доходят.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть