Подпишитесь на оповещения
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Не так страшна Хиросима, как ее малюют

Ученые назвали последствия бомбардировки Японии преувеличенными

Павел Котляр 12.08.2016, 15:14
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 Enola Gay сбросил на японский город Хиросиму атомную бомбу Little Boy («Малыш»)

Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки оказались не так страшны для японцев, как принято считать в обществе. К такому выводу в годовщину атомных ударов пришли французские ученые, проанализировав наблюдения за здоровьем выживших японцев.

Поднимающиеся грибы от атомных бомбардировок японских городов давно стали главными символами мощи и разрушительности современного оружия, олицетворением начала ядерного века. Не остается сомнений, что впервые испытанные на людях в августе 1945 года ядерные, а спустя несколько лет полученные СССР и США термоядерные бомбы и по сей день остаются самым мощным и разрушительным оружием, одновременно служа средством военного сдерживания. Однако истинные последствия ядерных ударов для здоровья жителей японских городов и их потомства сильно отличаются от живущих в обществе стереотипов. К такому выводу в годовщину бомбардировок пришла группа ученых из Университета Экс-Марсель во Франции в статье, опубликованной в журнале GENETICS.

В своей работе они показали, что при всей разрушительной силе этих двух ударов, приведших к задокументированным и многочисленным жертвам среди мирного населения и разрушениям в городах, здоровье многих японцев, пребывавших в зоне поражения бомб, почти не пострадало, как считалось долгие годы.

Известно, что две урановые бомбы были сброшены США и взорвались на высоте 600 м над Хиросимой и в 500 м над Нагасаки. В результате этих взрывов выделилось огромное количество тепла и была создана сильнейшая ударная волна, сопровождавшаяся мощным гамма-излучением.

Люди, находившиеся в радиусе 1,5 км от эпицентра взрыва, погибли мгновенно, многие из тех, кто оказался дальше, — умерли в последующие дни из-за ожогов и полученной дозы радиации. Однако сложившееся представление о частоте заболеваемости раком и генетических уродств у детей тех, кто пережил бомбардировку, оказывается слишком гиперболизированным, если скрупулезно оценивать реальные последствия, утверждают ученые.

«Большинство людей, в том числе многие ученые, находятся под впечатлением, что выжившие были подвержены ослабляющим здоровье эффектам и повышенной заболеваемости раком, что был высок риск заболевания их детей генетическими заболеваниями», — считает Бертран Джордан, автор исследования. —

Есть огромная разница между представлениями людей и тем, что было в действительности выявлено учеными».

Статья ученых не содержит новых данных, однако суммирует результаты более 60 лет медицинских исследований, в которых оценивалось здоровье выживших при бомбардировке японцев и их детей, и включает рассуждения о природе существующих заблуждений.

Проведенные исследования показали, что подверженность радиации действительно увеличивает риск развития раком, однако продолжительность жизни при этом уменьшается лишь на несколько месяцев по сравнению с контрольными группами. При этом никаких статистически значимых случаев вреда здоровью у детей, переживших удар, отмечено не было.

Установлено, что жертвами непосредственно удара стали примерно 200 тыс. человек, погибших преимущественно от действия ударной волны, возникших пожаров и радиации.

Примерно половина тех, кто выжил, в дальнейшем наблюдались у врачей всю оставшуюся жизнь. Эти наблюдения начались в 1947 году и до сих пор проводятся специальной организацией — Фондом исследования радиационных эффектов (Radiation Effects Research Foundation, RERF) в Хиросиме, финансируемым японским и американским правительствами.

Всего в исследованиях успели принять участие 100 тыс. выживших в бомбардировке японцев, 77 тыс. их детей и 20 тыс. человек, не подвергшихся радиации. Полученный объем данных, как бы цинично это ни звучало, «был уникально полезен для оценки угроз радиации, поскольку бомбы представляли собой одиночный, хорошо изученный источник излучения, а дозу, полученную каждым человеком, можно было достоверно оценить, зная его удаленность от места взрыва», пишут ученые в релизе, сопровождающем статью.

Эти данные впоследствии оказались бесценными для установления допустимых доз для работников атомной промышленности и населения.

Анализ научных исследований показал, что частота заболевания раком у пострадавших была выше, чем у тех, кто в момент взрыва находился за городом. Установлено, что относительный риск для отдельного человека увеличивался в зависимости от близости к эпицентру, возраста (молодые люди были больше подвержены) и пола (последствия у женщин были серьезнее).

Как бы то ни было, у большинства выживших рак не развился.

Среди 44 635 обследованных выживших увеличение заболеваемости раком в 1958–1998 годы составило 10% (дополнительно 848 случая), подсчитали ученые. При этом большинство выживших получили средние дозы облучения. В отличие от них те, кто находился ближе к взрыву и получил дозу более 1 грея (примерно в тысячу раз выше существующих допустимых доз), имели повышенный на 44% риск онкологических заболеваний. В таких тяжелых случаях, учитывая все причины смерти, высокая доза при ударе в среднем сокращала продолжительность жизни на 1,3 года.

Между тем ученые осторожно предупреждают: если воздействие радиации пока и не привело к научно зафиксированным последствиям у детей выживших, такие следы могут проявиться в будущем, возможно, при более детальном секвенировании их генома.

Ученые считают, что несоответствие существующих представлений о медицинских последствиях бомбардировок с реальными данными связано с несколькими факторами, в том числе историческим контекстом. «Люди чаще боятся новой опасности, чем привычной, — считает Джордан. – К примеру, люди склонны недооценивать опасность угля, включая тех, кто добывает его, и тех, кто подвержен загрязнению атмосферы. Радиацию куда легче зафиксировать, чем многие химические загрязнения. С простым счетчиком Гейгера вы можете поймать мельчайшие уровни радиации, которые вообще не несут угрозы». Ученые считают, что их исследование не стоит использовать как повод к преуменьшению опасности атомного оружия и атомной энергетики.