на правах рекламы

Каким будет российский грузовик через четверть века?

А.А. Дурасов и А.В.Келлер на выставке ВУЗПРОМЭКСПО-2015 фото предоставлено пресс-службой ЮУрГУ
А.А. Дурасов и А.В.Келлер на выставке ВУЗПРОМЭКСПО-2015

Начиная с 2014 года Южно-Уральский госуниверситет (ЮУрГУ), совместно с предприятием КАМАЗ, работает над автомобилем будущего.

Российские разработчики закладывают в амбициозный проект все возможные технические новинки, действуя по принципу опережающего развития.

Каким же он будет, российский грузовик 2025 года? Создатели видят его, прежде всего, с электрическим приводом. И это не мечта, а уже почти реальность. Готовность делать электромобиль подкреплена наличием опытных разработок. Но мешает отсутствие источников энергии – аккумуляторных батарей, которые можно быстро заряжать.

Именно эту проблему и решают ученые центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ в сотрудничестве с конструкторами КАМАЗа. Их разработки направлены на создание компонентов мобильных зарядных устройств для аккумуляторов гибридного и электрического приводов грузового и пассажирского автотранспорта.

Работа коллектива конструкторов идет по двум направлениям. С одной стороны, проектируются мобильные зарядные устройства. Их располагают на самом автомобиле. Такие «зарядники» получают энергию от двигателя внутреннего сгорания и заряжают аккумулятор.

Мобильный макет УСЗА, установленный на шасси электрического грузового автомобиля КАМАЗ - 4308Э фото предоставлено пресс-службой ЮУрГУ
Мобильный макет УСЗА, установленный на шасси электрического грузового автомобиля КАМАЗ - 4308Э

С другой стороны, необходимы и стационарные зарядные устройства, которые будут устанавливаться, например, в гараже, на заправочных станциях или автостоянках. И такое устройство уже создано. Оно было продемонстрировано на «ВУЗПРОМЭКСПО 2015» и вызвало большой интерес посетителей.

Если зарядки аккумуляторов не хватает, на грузопассажирский автомобиль ставится малый двигатель внутреннего сгорания. В случае необходимости, он запускает и подзаряжает аккумуляторную батарею. Такой электромобиль или электробус особенно эффективен в городе – в условиях пробок, стоянок, задержек у светофора и т.д.

- Главные преимущества новых автомобилей – в экономии углеводородов и реальной возможности улучшить экологическую обстановку в крупных индустриальных центрах, – говорит руководитель проекта от ЮУрГУ, профессор Андрей Келлер. – Недавно Билл Гейтс назвал великие открытия, которые нужно сделать человечеству. Все они посвящены выработке электроэнергии. Так что мы – в русле общемировых тенденций.

Еще один проект инженеров ЮУрГУ и КАМАЗа – создание принципиально новой системы диагностики состояния автомобиля. Многим он может показаться фантастичным. Установленные на автомобиле датчики с хирургической точностью будут определять агрегат, который через некоторое время, к примеру, через 200-300 км, выйдет из строя.

Кроме того, ЮУрГУ за счет собственных средств ведет исследования по созданию системы диагностики состояния здоровья водителей. По статистике, причиной более половины ДТП являются банальное недомогание или усталость водителя. Человек может заболеть, заснуть за рулем, отвлечься, что часто приводит к непоправимым последствиям. Ученые ЮУрГУ прорабатывают для КАМАЗа систему диагностики состояния здоровья водителя с того момента, как он сел за руль. Такая диагностика будет эффективнее формального медосмотра. В случае плохого самочувствия водителя автомобиль попросту «откажется» ехать с ним в рейс. Если же ЧП в пути все-таки случится, машина сама найдет управленческие действия, которые приведут к плавной остановке.

Если говорить о разработках более отдаленного будущего, то в планах южноуральских ученых создание беспилотного грузового автомобиля. Все эти и многие другие инновационные разработки помогают формировать глобальную сеть интеллектуального транспорта.

http://www.susu.ru/