Российские биологи исследовали влияние радиации на состав картошки

В картошке под действием радиации образуются вредные для здоровья свободные радикалы. Статья об этом опубликована в Food Chemistry.

Стерилизация предметов с помощью гамма-излучения широко распространено в медицине, где таким образом обрабатывают маски, бинты и перчатки, а также при производстве косметики и лекарств. Гамма-лучи хорошо проникают в толщу вещества, чего трудно добиться с помощью химической стерилизации или непродолжительного нагрева.

Теперь Ленар Мусин из Казанского научного центра РАН и его коллеги решили проверить, возможно ли использовать этот метод для дезинфекции пищевых продуктов. Исследование проводили на примере картофеля с методом электронно-парамагнитного резонанса, который «видит» неспаренные электроны — такие характерны для свободных радикалов.

Выяснилось, что в облученной картошке образуется множество продуктов окисления и свободных радикалов — такие компоненты могут быть связаны с негативным эффектом на здоровье. Помимо этого, отмечено накопление продуктов дегидратации углеводов, то есть отщепления от них молекул воды. Излучение также разрушило многие липиды, каротиноиды и аминокислоты растительного сырья.

С другой стороны, авторы отмечают, что содержащиеся в картошке естественные антиоксиданты — каротиноиды и флавоноиды — все же могут эффективно нейтрализовать свободные радикалы и активные формы кислорода.

Таким образом, обработку картофеля радиацией на данный момент разрешать нельзя, но для полного выяснения всех последствий необходимы дополнительные исследования.

Ранее в Шотландии нашли горшок каменного века со следами молочной каши.