В Шотландии нашли горшок каменного века со следами молочной каши

Археологи обнаружили керамику эпохи неолита в Шотландии со следами пищи. Статья об этом опубликована в Nature Communications.

Сельское хозяйство и изготовление керамики появилось в Европе и западной Азии в X тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке в зоне плодородного полумесяца. В VIII тысячелетии до нашей эры мигранты с Ближнего Востока начали расселяться по Европе и нести с собой эту технологию. До Шотландии, находящейся на другом конце Европы, неолитическая революция дошла сравнительно поздно, в III тысячелетии до нашей эры.

Ученые из Бристольского университета под руководством Люси Крэмп исследовали 59 фрагментов керамики с острова Льюис на севере Британских островов. Их обнаружили во время обследования древних поселений на этом острове, датируемых 3640–3360 веком до нашей эры. Авторы провели химический анализ поверхностью с помощью газового хроматографа, который хорошо подходит для анализа органических остатков. Среди идентифицированных остатков преобладали насыщенные жирные кислоты — продукты расщепления животных жиров. Анализ стабильных изотопов углерода показал, что больше половины исследованных образцов представляли собой остатки молочных продуктов, в нескольких случаях — мяса жвачных животных. В 16 образцах со всех четырех памятников ученые обнаружили растительные остатки. Характерные гомологи позволили прийти к выводу, что в керамике готовился какой-то из видов пшеницы.

При этом на восьми образцах одновременно находились следы и зерновых, и молочных продуктов. В одном из случаев следы пшеницы были перемешаны со следами мяса. Ученые предполагают, что люди смешивали эти продукты для получения более вкусной и питательной каши.

Ранее археологи нашли на дне Южно-Китайского моря три древних затонувших корабля.