Неандертальцы наводят грусть

ДНК неандертальца способствует развитию депрессии и никотиновой зависимости

Депрессия, пристрастие к табаку и риск стать жертвой инсульта — все эти не слишком приятные, но неотъемлемые «свойства» нашего организма достались нам от неандертальцев, выяснили ученые. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, как неандертальцы ухудшили здоровье современных людей и почему зима является самым вредным временем года для женщин.

Современный человек отчасти обязан своей склонностью к развитию депрессивных расстройств и появлению зависимости от курения неандертальцу — к таким выводам пришла группа американских ученых под руководством Джона Капры из Университета Вандербильта (Нашвилль, штат Теннесси, США). Исследователи выяснили, какое влияние на возникновение депрессии оказало скрещивание человека разумного Нomo sapiens с неандертальцем. Исследование было опубликовано в последнем выпуске журнала Science.

Современный человек покинул Африку и начал распространяться по Европе и Азии примерно 60 тыс. лет назад. Ученые предполагали, что человек разумный сталкивался с архаичными гоминидами, и геномные анализы видов Нomo sapiens, неандертальца и денисовского человека («человек алтайский») подтвердили наличие у этих видов однотипных генов.

В геноме современного евразийца может содержаться до 4% ДНК, унаследованных от неандертальцев, в основном, в X-хромосомах и плече седьмой хромосомы.

Исследовательская группа проанализировала данные о состоянии здоровья и генетическую информацию более чем о 28 тыс. взрослых представителей европеоидной расы из США. Ученые использовали набор из 1689 иерархически связанных фенотипов, определенных с помощью Международной классификации болезней. Аллели неандертальцев — различные формы одного и того же гена — биологи смогли идентифицировать благодаря геномной карте гаплотипов (совокупностей аллелей) неандертальцев.

«Наше основное открытие заключается в том, что мы узнали:

ДНК неандертальцев влияет на клинические расстройства современных людей. Мы обнаружили связь между неандертальской ДНК и широким спектром расстройств, включая иммунологические, дерматологические, неврологические, психиатрические и репродуктивные», — комментирует Джон Капра.

В качестве примера исследователи приводят следующее открытие: ДНК неандертальца влияет на клетки под названием кератиноциты, которые помогают защищать кожу от повреждений, вызванных факторами внешней среды, например ультрафиолетовой радиацией. Некоторые варианты неандертальских генов мешают работе этих клеток, вследствие чего повышается риск развития кератозов — заболеваний кожи, характеризующихся ее ороговением и уплотнением.

Ученых ждал и целый ряд неожиданных открытий: так, оказалось, что

неандертальская ДНК существенно повышает риск формирования никотиновой зависимости и депрессии, а также других психиатрических и неврологических расстройств.

Еще один неприятный «подарок», доставшийся нам от дальних родственников, представляет собой ген, усиливающий свертываемость крови. Для неандертальцев он мог быть полезным, так как помогал не терять много крови при ранениях и травмах. Современному же человеку этот ген на пользу не идет: он увеличивает риск инсультов, легочной эмболии и осложнений, которые могут возникнуть во время беременности.

Исследовательская группа Джона Капры не планирует останавливаться на достигнутом и собирается продолжить изучение того, как генетические «подарки» от наших далеких предков могут влиять на здоровье и жизнь современного человека.

Впрочем, говорить о том, что депрессия и никотиновая зависимость являются исключительно наследием, доставшимся нам от неандертальцев, будет неверным. Причина возникновения депрессии интересует ученых уже давно. Ранее ученые из Оксфордского университета выяснили, что апатичное состояние, нередко сопутствующее депрессии, может быть вызвано строением головного мозга.

В ходе эксперимента ученые предложили группе здоровых добровольцев сыграть в игру, в которой было необходимо применить физическую силу и получить за это вознаграждение. Во время выполнения задания мозг добровольцев исследовался при помощи магнитно-резонансной томографии, и ученые сделали парадоксальное открытие. Проекционные зоны коры головного мозга, отвечающие за движение, у апатичных людей в ходе эксперимента демонстрировали большую активность, чем у целеустремленных. Авторы работы предположили, что равнодушным личностям требуется больше усилий, чтобы претворять решения в жизнь и начать действовать.

Работа мозга требует значительных затрат энергии, и если апатичные люди тратят много сил на то, чтобы запланировать действие, то сил на его выполнение уже не остается.

Другое исследование показало, что женщины более склонны к депрессии в зимний период, чем мужчины. Связано это, по всей видимости, с тем, что характерный для зимы короткий световой день вызывает в организме женщин гормональные сбои, которые и становятся причиной подавленного настроения и агрессивного поведения.