Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Человек неандертальцу волк

Антропологи спорят, помогли ли собаки человеку одолеть неандертальцев

Екатерина Шутова 16.03.2015, 13:04
theguardian.com

Одолеть неандертальцев нашим предкам помог союз с собаками, считает американский палеоантрополог. Его российский коллега советует осторожно относиться к такой гипотезе.

Собаки — первые и самые верные друзья человека. И может быть, именно они помогли нашим предкам победить пещерных соперников — неандертальцев. По словам Пэт Шипман, ведущего американского палеоантрополога и автора книги «Захватчики: как люди и собаки довели неандертальцев до вымирания», древние собаки, происшедшие от волков, сыграли решающую роль в расселении современного человека в Европе 40 тыс. лет назад.

«В те времена современные люди, неандертальцы и волки были главными хищниками и соревновались в охоте на мамонтов и других крупных травоядных, — говорит Шипман. — Но когда наши предки приручили волков, неандертальцам пришел конец».

Вымирание неандертальцев — один из самых интригующих вопросов эволюции. На сей счет существует большое количество версий, например о внезапных климатических изменениях, извержении вулкана или опасном вирусе.

Но группа антропологов во главе с Шипман утверждает, что причиной стал союз современного человека с волками, заключенный вскоре после того, как наши предки пришли в Европу.

Прирученные волки преследовали добычу и отгоняли плотоядных животных, в том числе львов и леопардов, которые пытались украсть мясо.

«Первые собаки преследовали лосей и бизонов до тех пор, пока те не начинали падать от усталости, — говорит Шипман. — Тогда люди убивали свою добычу копьями, луками и стрелами. Это означало, что наши предки не тратили энергию на выслеживание и загон зверя».

В то время Европу населяли мамонты, носороги, бизоны и другие крупные травоядные животные. Неандертальцы и современные люди охотились на них с копьями и, предположительно, луками. Ситуация усугублялась конкуренцией со стороны львов, леопардов, гиен и других хищников, в том числе волков.

«Даже если вы убивали зубра, через несколько минут другие плотоядные животные выстраивались в очередь, чтобы напасть на вас и украсть вашу добычу», — заявляет Шипман.

По ее словам, решением этой проблемы стал союз волков и людей. Раньше они охотились раздельно на одних и тех же зверей, и результаты оставляли желать лучшего. Как только волки и современные люди объединили свои усилия, то взошли на вершину пищевой цепи в доисторической Европе.

«Люди и охотничьи собаки были и до сих пор остаются смертельной комбинацией», — считает Шипман. Большинство ученых утверждают, что одомашнивание волков произошло во время подъема сельского хозяйства — 10–15 тыс. лет назад. Однако Шипман считает, что современные люди приручили собаку до начала последнего ледникового периода, аргументируя эту версию недавними находками 33 000-летних ископаемых останков собак в Сибири и Бельгии.

Окаменелости имеют явные признаки домашних питомцев: короткие морды, широкие челюсти, скученные зубы.

В то время как современный человек одомашнивал собаку, неандертальцы продолжали охотиться на лосей в одиночку. Каждая победа давалась с трудом и отнимала много сил. Таким образом, союз наших предков с волками стал «последней каплей» для обреченных на вымирание неандертальцев.

«После установления союза наши предки брали собак с собой, куда бы ни шли, — добавляет Шипман. — Они взяли их в Америку и на тихоокеанские острова. Псы помогали современному человеку с охотой и сторожили добычу. Этот мощный союз стал началом долгого вхождения человечества в мир. История не ограничивается одной Европой».

По мнению Стивена Черчилля, профессора антропологии из Университета Дьюка, сейчас не лучшее время для написания книги о гибели неандертальцев. «Новая информация прибывает с такой скоростью, что даже ученым сложно не отстать», — со смехом заявил он.

«Неандертальский бум» начался в конце 2012 года, когда международная команда ученых подтвердила, что миллиарды современных людей носят в себе гены наших братьев по эволюции.

«Неандертальцы были похожи на современного человека гораздо больше, чем мы думали, — считает Клайв Финлейсон, директор Музея Гибралтара. — Неандертальцы умело охотились, они обладали символическим мышлением… Безусловно, неандертальцы были людьми».

До середины прошлого века неандертальцы ассоциировались в народном сознании с примитивными каннибалами и жестокими дикарями.

«Этот образ дикаря обнадеживает: мол, современный человек оказался способнее и в конечном счете победил. А что, если неандертальцы были ничуть не глупее наших предков? Стоит признать горькую истину: вымереть могут даже умные люди», — считает Клайв Финлейсон.

Критиком новой книги Пэт Шипман выступил и российский антрополог Ярослав Кузьмин.

«Главный вопрос к Пэт Шипман: существовали ли так называемые волкособаки? Согласно данным, опубликованным 5 февраля 2015 года в журнале Scientific Reports, ни одна из древнейших «собак» (пещера Гойе, Бельгия, около 37 тыс. лет назад, и Елисеевичи, Россия, около 15 тыс. лет назад) не близка как к древним (моложе 10 тыс. лет), так и к поздним собакам. О том, что «собака» из Елисеевичей далека от гренландской собаки возрастом 1 тыс. лет, мы написали в статье 2011 года в журнале PLoS ONE. Впоследствии доктор Сюзан Крокфорд и я усомнились и в том, что древнейшее собакоподобное животное из Разбойничьей пещеры на Алтае является подлинной собакой, а не переходной формой от волка к собаке», — рассказал ученый.

По его словам, тема сейчас широко обсуждается и главная трудность состоит в том, что мы очень плохо знаем, как выглядели древние (плейстоценовые, то есть древнее 20 тыс. лет) волки. Они изучены крайне недостаточно, а уже сейчас очевидно, что именно древние волки (а не их потомки, которые бегают по лесам и сегодня) были предками древних собак. Исследованием этого вопроса сейчас занимается наш неформальный международный коллектив, получивший финансирование Британского фонда по изучению окружающей среды (National Environmental Research Council) в 2013 году.

«Неандертальцы вымерли не 40 тыс. лет назад, а позднее, около 35 тыс. лет назад, и они в интервале 45–35 тыс. лет назад сосуществовали с анатомическими современными людьми палеолита. Этот вывод основывается на результатах достаточно многочисленных радиоуглеродных дат, полученных непосредственно по костям неандертальцев и современных людей эпохи палеолита. Это означает, что современные люди с собаками не были так уж могущественны и «продвинуты» по сравнению с неандертальцами и не довели последних до полного исчезновения», — добавил Ярослав Кузьмин.

Исследователь уверен, что охота с собаками на мамонта — это устаревшее клише.

«Попробуйте сегодня даже с собаками поохотиться на … слонов,

и очень быстро и от вас, и от собак останется в прямом смысле мокрое место. А мамонты по своему поведению были близки к слонам.

Таким образом, выводы Пэт Шипман остаются крайне противоречивой гипотезой, которую вряд ли возможно будет когда-либо доказать. Хорошо, что существует научная журналистика (жаль, что в России таких книг и пишется, и публикуется очень мало по сравнению с Западом), но серьезная наука требует фактов, а не пусть даже красивых и привлекательных гипотез», — резюмировал ученый.