Под Титаном океан

Под поверхностью Титана существует океан жидкой воды, считают ученые

Океан под поверхностью Титана слишком холодный для зарождения жизни

Kees Veenenbos/hacastronomy.com
Под поверхностью большой луны Сатурна — Титана — спрятан гигантский океан жидкой воды. Однако ожидать там зарождения жизни не стоит: он слишком холодный и соленый, чтобы стать «бульоном эволюции». Все это выяснилось в результате анализа характеристик движения зонда Cassini по орбите спутника, проведенного итальянскими учеными.

Титан – большая луна Сатурна – «похож на Землю, если смотреть через стекло». Его принято рассматривать как модель того, как когда-то выглядела наша родная планета. В строении атмосферы Титана также много общего с земной. Давление на поверхности небесного тела составляет около 1,4 атмосферы. Однако именно похожесть на Землю осложняет исследование спутника, издавна привлекавшего к себе внимание астрономов. Наличие дымки в атмосфере делает его невидимым телескопам, поэтому исследования совместной миссии NASA и ЕКА Cassini – Huygens, полученные с помощью ИК- и радиолокационных техник, играют особую роль в изучении Титана. 25 декабря 2004 года зонд Huygens отделился от своего носителя и начал самостоятельное движение к Титану. 14 января 2005 года аппарат успешно вошел в атмосферу спутника и совершил посадку на его поверхность в районе Ксанаду. Приборы «Гюйгенса» передавали информацию на протяжении 147 мин. 13 с. спуска и еще 72 мин. 13 с. с поверхности спутника.

Зонд Cassini получил ряд крайне интересных данных о жизни спутника: например, в его атмосфере, как предполагают ученые, могут образовываться азотистые основания, которые являются «кирпичиками» ДНК и РНК.

Теперь специалисты, обрабатывающие данные Cassini, выступили с новым заявлением: они считают, что

под поверхностью Титана на глубине 100 км существует гигантский океан жидкой воды, занимающий всю площадь планеты.

О том, как удалось обнаружить совершенно невидимые запасы жидкости, ученые рассказывают в своей публикации в журнале Science, о которой пишут РИА «Новости».

В апреле 2011 года группа астрофизиков под руководством Роз-Мари Балан из Королевской обсерватории в Брюсселе (Бельгия) проанализировала наклон оси вращения Титана и некоторые характеристики его движения по орбите и пришла к выводу, что под поверхностью спутника Сатурна должен существовать океан.

Группа астрофизиков под руководством Лучиано Есса из университета Ла Сапиенца в Риме (Италия) подтвердила догадку своих коллег, изучая данные, собранные зондом Cassini в течение последних семи лет в ходе 80 приближений к Титану.

Как объясняют ученые,

Титан двигается по несколько вытянутой эллиптической орбите и постоянно испытывает действие приливных сил Сатурна.

Когда планеты сближаются, приливные силы сжимают Титан, деформируя планету, что в свою очередь влияет на гравитационное взаимодействие спутника Сатурна с другими объектами, в том числе и с зондом Cassini.

Есс и его коллеги проследили, как менялась скорость Cassini при приближении к Титану в разных точках на его орбите, наблюдая за смещением радиосигнала зонда при помощи систем дальней связи на Земле. Ученые сопоставили скорости Cassini для разных точек орбит Титана и вычислили степень деформации Титана при максимальном приближении к Сатурну.

Оказалось, что конфигурация гравитационного поля Титана меняется примерно на 4% при сближении с планетой гиганта, чего не может быть в том случае, если планета полностью состоит из твердых пород. По расчетам ученых,

для объяснения таких колебаний на Титане должен существовать подземный океан из жидкой воды на глубине в 100 километров под поверхностью планеты.

Как полагают ученые, океан должен быть достаточно глубоким и плотным для объяснения столь сильных деформаций Титана. Скорее всего, воды этого подземного «моря» насыщены аммиаком или его сернокислой солью сульфатом аммония, повышающими плотность жидкости.

Астрономы крайне скептически относятся к возможности существования жизни под поверхностью Титана - его океан не подпитывают горячие гейзеры, как это происходит в подземных водоемах Европы, одного из спутников Юпитера.

Поэтому подземный океан Титана будет слишком холодным и бедным микроэлементами для зарождения живых организмов.

Есс и его коллеги считают, что подземный океан Титана может играть важную роль в метановом цикле планеты, транспортируя молекулы газа из недр спутника на его поверхность вместе с водой, вырывающейся наружу во время извержений ледяных вулканов. Это может объяснить, почему Титан остается «укутанным» в метановое одеяло, несмотря на то, что молекулы углеводородов в его атмосфере непрерывно разрушаются лучами Солнца.