Диабет по ошибке

Неправильное питание нарушает функции генов и приводит к диабету

Нарушение питания может менять функции генов и вызывать их неправильную работу без возникновения мутаций как таковых. Такие «ошибочные» действия генов зафиксированы, в частности, у больных диабетом.

Есть масса поговорок, ставших крылатыми фразами, которые обещают легко и быстро раскрыть душу человека, например «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» или «скажи мне, как тебя зовут, и я скажу, кто ты»… Ученые-цитологи, проводя исследования в своей области науки, выяснили свою истину, которую можно сформулировать как «скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» или совсем просто: «мы сами — это то, что мы едим».

В ходе работы, результаты которой опубликованы в журнале Cell Metabolism, группа шведских ученых обнаружила, что ДНК, извлеченная из мускулов людей, страдающих диабетом, несла химические метки, не найденные в генах здоровых людей, организм которых нормально реагирует на повышение уровня сахара в крови. Ошибочно работающий ген отвечает за количество «топлива» (глюкозы или жиров), которое сжигает клетка.

Проблемы в работе гена были обнаружены не только у диабетиков, но и у людей, находящихся в преддиабетическом состоянии.

Это позволило врачам предположить, что модификация ДНК может предшествовать развитию болезни.

Изменения в работе ДНК быстро «перепрограммируют» активность генов без изменения соответствующей последовательности генов. Таким образом, внешние факторы — например, что мы едим или насколько активный образ жизни мы ведем, — могут влиять на функции наших генов, как усовершенствуя, так и ухудшая их.

Авторы исследования показали, что гиперметилирование гена PGC-1, которое вызывает проблемы в регулировании потребления клеткой энергии, можно вызвать in vitro, если в изолированные клетки волокон мышц ввести избыток жирных кислот.

Фактически такому же действию подвергаются клетки мускулов человека, когда организм последовательно подвергается неправильному питанию, что и предшествует заболеванию диабетом.

Подобные изменения в эпигенетических отпечатках наблюдались и раньше. Например, именно химическая модификация генов отвечает за развитие изменений, происходящих при дифференциации клетки.

«Получается, что изменения в активности генов, которые происходят в живом организме, могут вносить серьезные изменения в нашу психологию — именно она определяет, что мы едим», — объяснил профессор Зират из Швеции, один из авторов исследования.

Ранее ученые уже предостерегали любителей много и вкусно поесть: они подвергают риску не только себя, но и своих потомков. Установлено, что уровень питания бабушек и дедушек непосредственно влияет на риск развития диабета и сопутствующих заболеваний у их внуков. Ученые напрямую продемонстрировали кроссгенеративное влияние питания на степень метилирования ДНК у мышей.

Пока неизвестно, влияет ли нарушение деятельности этого гена на какие-либо ткани кроме мышечной.

Являются ли изменения в ДНК необратимыми, тоже пока непонятно, но то, что их нетрудно предотвратить, очевидно.

Уже разработаны лекарства, которые блокируют работу фермента, отвечающего за перенесение дополнительных метильных групп к ДНК.

Однако есть и другой, более простой и очевидный путь. Правильное питание и физические упражнения могут благотворно влиять на метаболизм в организме, и нарушения функции ДНК просто не произойдет.

Разве свежее яблоко или клубника не вкуснее гамбургера или дрожжевой лепешки? Впрочем, каждый выбирает сам. Приятного аппетита!