Слушать новости

Диабет по ошибке

Неправильное питание нарушает функции генов и приводит к диабету

Нарушение питания может менять функции генов и вызывать их неправильную работу без возникновения мутаций как таковых. Такие «ошибочные» действия генов зафиксированы, в частности, у больных диабетом.

Есть масса поговорок, ставших крылатыми фразами, которые обещают легко и быстро раскрыть душу человека, например «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» или «скажи мне, как тебя зовут, и я скажу, кто ты»… Ученые-цитологи, проводя исследования в своей области науки, выяснили свою истину, которую можно сформулировать как «скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» или совсем просто: «мы сами — это то, что мы едим».

В ходе работы, результаты которой опубликованы в журнале Cell Metabolism, группа шведских ученых обнаружила, что ДНК, извлеченная из мускулов людей, страдающих диабетом, несла химические метки, не найденные в генах здоровых людей, организм которых нормально реагирует на повышение уровня сахара в крови. Ошибочно работающий ген отвечает за количество «топлива» (глюкозы или жиров), которое сжигает клетка.

Проблемы в работе гена были обнаружены не только у диабетиков, но и у людей, находящихся в преддиабетическом состоянии.

Это позволило врачам предположить, что модификация ДНК может предшествовать развитию болезни.

Метилирование ДНК
это модификация молекулы ДНК без изменения самой нуклеотидной последовательности ДНК, что можно рассматривать как часть эпигенетической составляющей генома. Метилирование ДНК заключается в присоединении метильной группы к цитозину в составе...

Изменения в работе ДНК быстро «перепрограммируют» активность генов без изменения соответствующей последовательности генов. Таким образом, внешние факторы — например, что мы едим или насколько активный образ жизни мы ведем, — могут влиять на функции наших генов, как усовершенствуя, так и ухудшая их.

Авторы исследования показали, что гиперметилирование гена PGC-1, которое вызывает проблемы в регулировании потребления клеткой энергии, можно вызвать in vitro, если в изолированные клетки волокон мышц ввести избыток жирных кислот.

Фактически такому же действию подвергаются клетки мускулов человека, когда организм последовательно подвергается неправильному питанию, что и предшествует заболеванию диабетом.

Эпигенетика
наследуемые изменения в фенотипе (внешнем виде) или в экспрессии генов, вызываемые другими механизмами, чем изменения последовательности ДНК (приставка эпи- означает в дополнении). Такие изменения могут оставаться видимыми в течение...

Подобные изменения в эпигенетических отпечатках наблюдались и раньше. Например, именно химическая модификация генов отвечает за развитие изменений, происходящих при дифференциации клетки.

«Получается, что изменения в активности генов, которые происходят в живом организме, могут вносить серьезные изменения в нашу психологию — именно она определяет, что мы едим», — объяснил профессор Зират из Швеции, один из авторов исследования.

Ранее ученые уже предостерегали любителей много и вкусно поесть: они подвергают риску не только себя, но и своих потомков. Установлено, что уровень питания бабушек и дедушек непосредственно влияет на риск развития диабета и сопутствующих заболеваний у их внуков. Ученые напрямую продемонстрировали кроссгенеративное влияние питания на степень метилирования ДНК у мышей.

Пока неизвестно, влияет ли нарушение деятельности этого гена на какие-либо ткани кроме мышечной.

Являются ли изменения в ДНК необратимыми, тоже пока непонятно, но то, что их нетрудно предотвратить, очевидно.

Уже разработаны лекарства, которые блокируют работу фермента, отвечающего за перенесение дополнительных метильных групп к ДНК.

Однако есть и другой, более простой и очевидный путь. Правильное питание и физические упражнения могут благотворно влиять на метаболизм в организме, и нарушения функции ДНК просто не произойдет.

Разве свежее яблоко или клубника не вкуснее гамбургера или дрожжевой лепешки? Впрочем, каждый выбирает сам. Приятного аппетита!