Благодаря современным методам датирования, генетическим и морфометрическим изысканиям, а также щедрым пожертвованиям меценатов антропологи вроде бы определили основные этапы возникновения и развития гоминид. Не без доли фантазии ученые даже восстановили образ жизни и привычки каждой отдельной культуры, будь то одна из групп неандертальцев, человек из Дманиси, австралопитеки, питекантропы или наши непосредственные предки – кроманьонцы.
Но кроме основной линии есть ещё ближайшие родственники, о которых до поры до времени мы можем и не знать. Пример тому – обнаруженные всего пять лет назад на острове Флорес останки «хоббитов» Homo floresiensis — гоминид ростом около метра, живших на Индонезийском архипелаге 95–17 тысяч лет назад.
Непрекращающиеся дебаты по поводу степени их родства с нами и умственных способностей продолжил Марк Мур из австралийского Университета Новой Англии:
Он считает, что «хоббиты» могли быть даже учителями современных людей, по крайней мере, в вопросах изготовления каменных орудий.
Этот вывод авторы публикации в The Journal of Human Evolution сделали на основе анализа многочисленных каменных артефактов (общим числом в 11 667 штук) и останков «хоббитов» и Homo sapiens в пещере Лианг-Буа на упомянутом острове.
Эти инструменты и прототипы, встречающиеся во всех стратиграфических (то есть относящихся к разным эпохам) слоях пещеры, уже один раз становились камнем преткновения антропологов. Полтора года назад детально описавшая их Кэрол Лентфер высказала предположение о достаточно высоком уровне развития культуры «хоббитов». Учёная апеллировала к многообразию форм, а также к сложности процедуры производства орудий труда. Более того – обнаруженные на некоторых каменных лезвиях остатки древесины свидетельствовали о том, что с помощью каменных ножей «хоббиты» могли обтесывать копья.
Мур пошёл в своих выводах ещё дальше – и даже против доминирующей точки зрения, согласно которой «хоббиты» и современные люди не контактировали, а возможно, никогда и не встречались друг с другом. Дело в том, что в той же пещере Лианг-Буа слои, относящиеся к «хоббитам» (95–17 тысяч лет назад) и к современным людям (11 тысяч и позднее), разделены слоем вулканического пепла (12 тысяч лет назад). И поскольку на острове более древних останков H. sapiens не обнаружено, научный мир закономерно делал вывод о том, что «хоббиты» и люди обитали на разных территориях, и если и контактировали, то очень редко.
Антрополог с этим не согласен: по его предположению, люди каким-то образом сумели подсмотреть технологию производства каменных инструментов.
Почти 12 тысяч каменных орудий ученые разделили на 37 больших групп: «молотки», «наковальни» и главное – «перья» разных видов.
Трудно себе представить, сколько времени понадобилось авторам, чтобы подсчитать количество ударов, наносимых по камню до полной готовности очередного инструмента. Более того – ученые сумели восстановить примерный угол и силу удара, не говоря уже о последовательности сколов. Люди и «хоббиты» действовали одинаково не только тактически, но и стратегически, откалывая большие куски камней снаружи и занимаясь обточкой внутри пещеры. Схожесть этих, казалось бы, простых процедур и стала главным аргументом Мура.
Слишком большое сходство даже породило гипотезу о том, что все эти инструменты могли быть изготовлены H. sapiens во время кратковременной миграции по всему Индонезийскому архипелагу, происходившей около 45 тысяч лет назад. Но в таком случае как объяснить более ранние инструменты? Если предположить, что H. sapiens появился в регионе на 50 тысяч лет раньше, то это было бы даже большим вызовом научному миру, чем описанная теория обучения.
Конечно, есть вариант, что обе культуры разработали эти методики независимо или переняли их от общих предков, тем более что технологии производства каменных инструментов более полумиллиона лет..
Но в таком случае приходится апеллировать к пока неизвестным моментам происхождения «хоббитов»: сейчас учёные в большинстве своём предполагают, что H. floresiensis – потомок человека прямоходящего, появившегося в Азии 800 тысяч лет назад. Человек разумный в любом случае заселял регион гораздо позднее, уже обладая определенными навыками производства орудий труда.
Не исключено, что H. sapiens вовремя признал техническое превосходство «хоббитов», выведал все производственные секреты, а потом и окончательно вытеснил своих учителей. Но это, конечно, уже спекуляции, слишком смелые даже для антропологической науки.